А.А.Блок




   
И вот зажглась твоя звезда
    Высоко надо мною         
    И в блеске славы поднялась,
    Сияя над толпою.
                М.А.Бекетова.    
                     
 А.Блок. Биография.    







       
 Музей-усадьба А.Блока   
Шахматово
      






                                     
 Раннее творчество А.Блока.

                    Центральный цикл первого тома стихов А.Блока – «Стихи о Прекрасной Даме».
          В период с 1898 по 1904 годов А.Блок написал более 300 стихотворений, в первую книгу «Стихов о Прекрасной Даме» он включил 93 стихотворения (вышла она в 1904 году). Это символистские стихи, полные чувств тревоги, тоски, ожидания и недосказанности. Но они красивы и музыкальны, даже изысканны.
                    В них нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л.Д.Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьёва. Наиболее близко поэту в это время было учение Соловьёва о существовании Мира Души, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.
                    Лирический сюжет раннего блоковского цикла — ожидание встречи лирического героя и Прекрасной Дамы — поэтическое воплощение идеи Владимира Соловьёва о синтезе земного и небесного через любовь к женщине.
                    Многопланов образ героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ.

                 «Вхожу я в тёмные храмы»
  •         Какие краски преобладают в этом стихотворении?
  •         За счёт чего создаётся такой колорит? Чего в нём больше – света или тени?
  •          Каким видится вам внешний мир в стихотворении? Отчётливы или зыбки его очертания? Как взаимосвязаны здесь мир реальный и мир идеальный?
  •          Почему обряд, который совершает лирический герой, назван «бедным»?
  •          Какими словами названа героиня, явления которой ждёт лирический герой? Что несёт каждое из этих слов и как они взаимосвязаны между собой? 
  •         Как и почему при упоминании Прекрасной Дамы возникает переход от третьего лица ко второму?
  •         Каким предстаёт перед вами в этом стихотворении лирический герой?  

  «Незнакомка»





                           

 
  •          На какие части и почему можно разделить стихотворение?
  •          Как меняется настроение в стихотворении, с чем связаны эти изменения?
  •          Каким предстаёт мир в начале стихотворения?
  •          Как  к нему относится поэт?
  •          При помощи каких художественных средств создаётся в стихотворении образ мира?
  •          В чём, по-вашему, смысл анафоры «И каждый вечер…»?
  •          Какие чувства испытывает лирический герой?
  •          Как он пытается уйти от этого мира?
  •          Почему появление Незнакомки выглядит чудом, желанным и неожиданным?
  •         Что в героини вызывает впечатление таинственности?
  •         Почему при всей таинственности Незнакомки  у лирического героя возникает чувство «странной близости» к ней?
  •         Что в ней созвучно его душе?
  •         Какой мир открывается лирическому герою при взгляде на Незнакомку? Похож ли он на тот, какой мы видели в начале стихотворения?
  •         Какие особенности облика Незнакомки говорят о её принадлежности к реальному миру, а какие делают её посланницей иных, «звёздных» миров?
  •         Что связывает и разделяет  образы Незнакомки и Прекрасной Дамы?
                    «В ресторане»
  •           На какие части  можно разделить стихотворение?
  •           Какую атмосферу создаёт поэт в первой строфе? Что рождает соседство образов зари и фонарей?
  •           Как развиваются отношения между лирическим героем и героиней?
  •          Что преобладает в их отношениях: притяжение  или отталкивание, близость или отчуждённость?
  •           Как и почему меняется музыка, звучащая на протяжении стихотворения?
  •           В ответ на что «грянули струны» в четвёртой строфе? Почему третья строка четвёртой строфы начинается с союза «но»?
  •           Какие строки стихотворения явно перекликаются со строками «Незнакомки»? В чём разница между образами, создаваемыми этими строками?
  •          Чем героиня стихотворения похожа на Незнакомку и чем отличается от неё? Какую роль в стихотворении играет образ зеркала?
«На железной дороге»
          Это стихотворение интересно тем, что в нём сочетается реальное и символическое.
  •         Найдите в тексте приметы реальности.
  •          Какое впечатление стихотворение произвело на вас?
         Сам Блок говорил, что это стихотворение – «бессознательное подражание эпизоду из романа «Воскресение» Л.Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещённого купе первого класса».
  •          Прочитайте 37 главу 1 части романа «Воскресение». Сравните с ней стихотворение Блока.
  •          Каков смысл эпитетов?
Как много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…
  •         В чём смысл последней строфы стихотворения? Как понимать слова: 
Любовью, грязью иль колёсами 
Она раздавлена – всё больно….
  •          Каким представляете образ героини?
  •         Тема и идея стихотворения.
  •         Сравните тайные желания героини А.Блока  с надеждами героини стихотворения Н.Некрасова «Тройка». В чём сходство?
  •         Почему о жизни героини поэт говорит:
Так мчалась юность бесполезная
В пустых мечтах изнемогая!

        Стихотворение «На железной дороге», в чем-то перекликающееся с некрасовским  «Что ты жадно глядишь на дорогу...». Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.



Образ России в лирике А.Блока.

"Россия"


  •         Чем является Россия для него?
  •          Почему в лирике звучит тревога? За что тревожится поэт? О чём болит сердце поэта?
        Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы - дети страшных лет России».
Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывало особый отблеск на любовь А.Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной. В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года «Видно дни золотые пришли...»:
Видно, дни золотые пришли,
Все деревья стоят как в сияньи.
Ночью холодом веет с земли;
Утром белая церковь вдали
И близка и ясна очертаньем.

Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты царевны из русских сказок, жилище ее - заколдованный терем, а герой - царевич, князь, жених. Поэзию А.Блока этих лет пронизывают образы русской культуры, нередко в их романтическом облике, например, в стихотворении «Ночь на Новый год» возникает образ Светланы, героини баллады В.Жуковского. Мир ранней поэзии А.Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.
К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней. Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, «твари весенние», чертята, «больная русалка». Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире. Наиболее известное стихотворение этого цикла – «Ночь, улица, фонарь, аптека...», в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг. Однако страшный мир - это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в самом своем известном стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А.Блока – «Незнакомка» - лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны. Но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира «испытанных остряков», бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее явление - луна на небе - превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.
Страшный мир, созданный А.Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.


«Скифы»
А.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»
  •         Какое впечатление производит  музыка?
  •         Какие картины вы видите, слушая её?
  •         Одна ли тема звучит в музыке? Русские ли это строки?
  •         Речь пойдёт о стихотворении Блока, в котором звучат восточные мотивы. Почему? Зачем они вдруг у истинно русского поэта?
  •         О чём это стихотворение?
  •         О чём говорит дата написания произведения? (1918)
  •         Блок на фронте. Как он относится к войне?
         В письме матери 2 мая 1917 года он писал: «Всем нам нужно помнить, что каждый день приносит новое, и всё может повернуться совершенно неожиданно…  Сейчас самые  большие враги (англичане, немцы, французы, японцы) угрожают нам. Нам надоело, этого Европа не осмыслит, ибо это просто, а в её запутанных мозгах – темно. Но, презирая нас более чем когда-либо, они смертельно нас боятся, я думаю, потому что мы, если уж на то пошло, с лёгкость пропустили бы сквозь себя жёлтых и затопили ими не один Реймский собор, но и все остальные их святые магазины. Мы ведь плотина, а в плотине – шлюз, и никому отныне не заказано приоткрыть этот шлюз в сознании нашей силы»

         Итак, чтобы выразить своё отношение к войне, России, к врагам её, поэт обращается к образу скифов.
  •         Он одинок в этом?
  •          Кто же такие скифы?
         Называя русских скифами, Блок вступает в полемический спор с теми, кто видел в русских только дикарей и варваров.
         В качестве эпиграфа к стихотворению Блок взял слова Владимира Соловьёва – философа и поэта.
  •         Кто этот человек? В чём сущность его мировоззрения?
  •         В чём смысл эпиграфа?
  •         Образ лирического героя. Кто он? Как выражено его лирическое «я»?
  •         В стихотворении происходит слияние понятий: он=мы. Почему?
         Композиция. Стихотворение имеет трёхчастную композицию. Каждая имеет  свою образную, ритмическую и идейную основу.
        Рассмотрим части стихотворения. Каждая из трёх частей заканчивается обращением к «старому миру». Найдём их.
  •          Почему именно к нему обращается лирический герой?
        Все три обращения настолько близки друг к другу по своему содержанию, что их можно назвать рефренами, но не в обычном смысле (повторы), а идейными, смысловыми.
        1 часть. Каким предостережением начинается? А как завершает?
        2 часть. Центральный образ – Россия. Разговор о ней начинается с утверждения: Россия – Сфинкс. Почему? Кто такой сфинкс?
         Россию тоже трудно разгадать. Вспомните у Тютчева: «Умом Россию не понять».  Сфинкс – существо с головой женщины и туловищем льва. Россия в лирике Блока тоже выступает в образе женщины, жены. Но поэт находит в ней и черты льва: мудрость, силу, гордость.
  •         Какой тон звучит в речи лирического героя?
  •         Какая Россия перед нами?
  •         Какие художественные средства используются поэтом в этой части?
       3 часть. Какие мысли, чувства несёт в себе эта часть? Какие картины рисует поэт?
        Блок предупреждает «старый мир» о последствиях, грозящих ему, если он не прекратит агрессии:
        Века, века – вас будет проклинать
        Больное позднее потомство!
  •         Действительно ли Блок думал, что так будет
  •         Какая лексика преобладает?
  •          Каковы особенности синтаксиса? Как это объяснить?
  •         Чего больше мы слышим: страшного или призывного?
  •         Что самое главное в России Блока?
         Вывод: противопоставляя цивилизованный Запад и новую Россию, Блок призывает народы Европы положить конец ужасам войны, вложить старый меч в ножны и стать братьями.
  •           Почему стихотворение А.Блока «Скифы» актуально сегодня?
         Одним из первых непосредственных обращений А.Блока к теме России как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года «Русь».
  •           Какой видит Блок Родину в стихотворении «Русь»? В чём, по-вашему, необычность этого образа?
  •           Охарактеризуйте композицию стихотворения. Как она позволяет понять мысли и чувства поэта?
  •           Какие образы-символы использует Блок в стихотворении? Как вы их понимаете?
  •           Чем отличается образ Родины в стихотворении «Россия» от образа, созданного в стихотворении «Русь»?
  •            Какие детали помогают Блоку создать образ Родины в стихотворении «Россия»?
  •          Найдите в этом стихотворении образы-символы. Опробуйте сделать словесные иллюстрации к стихотворениям «Россия» и «Русь». В чём их сходство? Чем они будут отличаться?
        Страна предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Таково само ее пространство:
             Русь опоясана реками
    И дебрями окружена
    С болотами и журавлями
    И смутным взором колдуна...

        Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах.

          Цикл «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий.  Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой и русич-воин, и современник поэта. Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Западом и Востоком, говорит о её противоречиях, её величии, её избранности (продолжая традиции Тютчева).
        Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России.

        Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет («Закат в крови!»). Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла «Родина», например, в стихотворении «Петроградское небо мутилось дождем...»:
          В закатной дали
  Были дымные тучи в крови.

        «Река раскинулась...»
  •          Устно нарисуйте картины, которые рождаются в вашем воображении при чтении этого стихотворения. Каким настроением проникнут пейзаж? Меняется ли оно на протяжении стихотворения?
  •          Каким предстаёт образ Родины? В чём отличие блоковского образа Родины от традиционного (А.Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов)?
  •         Почему  в стихотворении возникает образ степной кобылицы?
  •           Какие слова повторяются в стихотворении? Каков его лейтмотив?
  •          Чем отличается образ пути лирического героя в этом стихотворении от образа пути в первом томе?
         В стихотворении «Река раскинулась...» несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну «О, Русь моя! Жена моя!». Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову «жена» символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены.
         И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: «Плачь, сердце, плачь...» В стихотворении А.Блок употребляет авторское «мы», размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими (например: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами».). Нарастают восклицательные интонации - это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста. Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.
         Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

         А.Пушкин «Безумных лет угасшее веселье», М.Лермонтов «Я жить хочу! хочу печали», А.Блок «О, я хочу безумно жить»
         Что объединяет эти стихотворения? Можно ли подобрать для них общее название?
         Что такое жизнь для Пушкина? Как связаны в его представлении её радости и печали?
         В чём ему близок Лермонтов и чем различаются взгляды поэтов на жизнь? Почему Лермонтову нужны страдания «любви и счастию назло»? Печали или радости, страдания или счастья ждёт от жизни Блок? В чём близки Лермонтов и Блок?
         Как соотносятся стихотворения А.Пушкина и М.Лермонтова с их жизнью и поэзией? Какой, по-вашему, могла быть судьба автора последнего стихотворения – А.Блока? Почему вы так считаете?



Поэма А.Блока «Двенадцать»

Всем телом, всем сердцем,

всем сознанием слушайте Революцию.

А.Блок

А. Блок - один из немногих среди русской интеллигенции – принял революцию и встал на сторону большевиков. О своём настроении А.Блок искренне пишет в стихотворном послании «З. Гиппиус»:

Страшно, сладко, неизбежно, надо

Мне – бросаться в многопенный вал….

Мысли о революции судьбе человека в эпоху колоссальных свершений Блок выражает в статье «Интеллигенция и революция», в поэме «Двенадцать».

Поэма написана в январе 1918 года. Первая запись о ней сделана 8 января. 29 января Блок записывает: «Сегодня я – гений». Это – единственная во всей творческой судьбе поэта самохарактеристика такого рода.

  •         Почему  поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?
  •         О чём рассказывает поэма?
  •         Прочитайте начало поэмы. Как называется художественный приём, использованный Блоком в данном фрагменте? Встречается ли ещё этот приём в поэме?
  •         Как можно охарактеризовать 1 главу поэмы? О чём читатель узнаёт из неё? На каком фоне предстают перед нами персонажи 1 главы?
  •         Какие образы нашёл Блок для характеристики старого мира?
  •         В чём особенности сюжета поэмы?
  •         Расскажите историю Катьки и Петрухи. Что привело к трагическому убийству? С какой целью Блок ввёл сюжет о гибели Катьки и отвёл ему так много места в поэме?
  •         Кто вершит правосудие? Кто они?  Является ли для них революция очистительной силой?
  •         Как, по-вашему, автор относится к Петрухе? Осуждает или жалеет? Как реагируют товарищи Петрухи на его поведение? В чём специфика их речи?
  •         Как создаёт поэт образ Революции?
  •         Проследите, где и как  проявляется мотив ненависти?
  •         Как рисует Блок образы героев поэмы?
  •         Какие образы-символы заметили в поэме?

АРХИВ

Домашнее задание.

До 17.11.2013   17.00 создать презентацию (работа в группах)

Биография А.Блока  11А (1 группа)
"Тема страшного мира" в лирике А.Блока 11Б (5 группа)
Поэма А.Блока "Двенадцать" 11Б (6 группа)
"Стихи о Прекрасной Даме" 11Б (7 группа)

Защитить презентацию на уроке  18.11.2013 года (можно по 1-2 представителя от группы)

 До 20.11.2013   17.00 выполнить тест.

Тест "Символизм. А.Блок"

Комментариев нет:

Отправить комментарий