Биография Николая Семёновича Лескова
Повесть Лескова “Очарованный странник” относится к 1873 году. Первоначально она называлась “Черноземный Телемак”. В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, воодушевлённых беспредельной любовью к людям. В ней изображён человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не сломленный, хоть “он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть”. В повести возникает калейдоскоп картин крепостной России, многие из которых предвосхищают сатирические произведения Лескова 80- 90-х годов.“Очарованный странник” был любимым героем Лескова, он ставил его рядом с “Левшой”.
Добрый и простодушный русский исполин – основной герой и центральная фигура рассказа. Этот человек с детскою душой отличается неуёмной силой духа, богатырским озорством. Он поступает по велению долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве страсти. Однако все его поступки, даже самые странные, неизменно рождаются из внутренне присущего ему человеколюбия. Он стремится к истине и красоте через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям.
В
повести жизнь главного героя представляет
собой цепь приключений, столь разнообразных,
что каждое из них, являясь эпизодом
одной жизни, в то же время может составить
целую жизнь. Форейтор графа К., беглый
крепостной, нянька грудного ребёнка,
татарский пленник, конэсер у князя-ремонтёра,
солдат, георгиевский кавалер – офицер
в отставке, “справщик” в адресном
столе, актёр в балагане и, наконец, инок
в монастыре – и всё это на протяжении
одной жизни, ещё не завершившейся.
Само
имя у героя оказывается непостоянным:
“Голован” – прозвище в детстве и
юности; “Иван” – так зовут его татары
(это имя здесь не столько собственное,
сколько нарицательное: “у них все если
взрослый русский человек – так Иван, а
женщина – Наташа, а мальчиков они
Кольками кличут”); под чужим именем
Петра Сердюкова служит он на Кавказе:
уйдя в солдаты за другого, он как бы
наследует его судьбу и по истечении
срока службы уже не может вернуть себе
своё имя. И, наконец, ставши иноком,
зовётся “отец Измаил”, оставаясь тем
не менее всегда самим собой – русским
человеком Иваном Северьянычем Флягиным.
В
самом странничестве лесковского героя
есть глубочайший смысл; именно на дорогах
жизни вступает “очарованный странник”
в контакт с другими людьми, нечаянные
эти встречи ставят героя перед проблемами,
о самом существовании которых он прежде
и не подозревал.
Иван
Северьяныч Флягин с первого взгляда
поражает своей оригинальностью: “Это
был человек огромного роста, с смуглым
открытым лицом и густыми волнистыми
волосами свинцового цвета; так странно
отливала его проседь… он был в полном
смысле слова богатырь, напоминающий
дедушку Илью Муромца в прекрасной
картине Верещагина и в поэме графа А.
К. Толстого. Казалось, что ему бы не в
ряске ходить, а сидеть бы ему на “чубаром”
да ездить в лаптищах по лесу и лениво
нюхать, как “смолой и земляникой пахнет
тёмный бор”.
По
убеждению героя, его предназначение в
том, что он – сын “моленый” и “обещанный”,
обязан посвятить свою жизнь служению
богу.
Иван
Северьяныч Флягин живёт по преимуществу
не умом, а сердцем, и потому ход жизни
властно увлекает его за собой, потому-то
столь разнообразны обстоятельства, в
которые он попадает. Путь, который
проходит герой повести, - это поиски
своего места среди других людей, своего
призвания, постижение смысла своих
жизненных усилий, но не разумом, а всей
своей жизнью и своей судьбой. Ивана
Северьяныча Флягина как будто и не
занимают вопросы человеческого бытия,
но всей жизнью, её причудливым ходом он
по-своему на них отвечает.
У
Лескова герой обездолен жизнью, обкраден
ею с самого начала, но в процессе самой
жизни он во сто крат приумножает духовное
богатство, которым наделён от природы.
Его исключительность произрастает на
русской народной почве и тем более
значительна, что герой на всё отвечает
собственным сердцем, а не построениями
ума.
В
“Очарованном страннике” впервые в
лесковском творчестве полнозвучно
развивается тема народного героизма.
Несмотря на многие неприглядные черты,
реалистически отмеченные автором,
собирательный полусказочный образ
Ивана Флягина предстаёт перед нами во
всём величии, благородстве души
своей, бесстрашии и красоте и сливается
с образом народа-богатыря.“Очень мне
за народ умереть хочется”, - говорит
очарованный странник. Глубоко переживает
“черноземный Телемак” свою причастность
к родной земле. Какое великое чувство
заключено в его незатейливом рассказе
об одиночестве в татарском плену: “…Тут
глубине тоски дна нет…Зришь, сам не
знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь
ни возьмётся обозначается монастырь
или храм, и вспомнишь крещёную землю и
заплачешь”.
Тех
героев, которые наиболее близки его
сердцу, Лесков всегда сравнивает с
героями былин и сказок. Н. Плещунов
делает следующий вывод, рассуждая об
“Очарованном страннике”: “…возникает
догадка, что этот “Очарованный странник”
и есть народ под крепостным игом, ищущий,
ждущий часа своего избавления”. Не
только герои “Очарованного странника”,
но и многие другие образы писателя были
“иконами”, но не в том смысле, что они
были религиозны по существу, а в том,
что наиболее значительные их черты
отражались писателем “статически”,
“традиционно”, в духе религиозных
жанров, жанров фольклора и древней
русской литературы: житий и притч, легенд
и преданий, сказаний, анекдотов и сказок.
Лесков
любил Россию всю, какова она есть. Он
воспринимал её как старую сказку. Это
сказка об очарованном богатыре. Он
изобразил Русь святую и грешную, неправую
и праведную. Перед нами удивительная
страна удивительных людей. Где ещё
найдёшь таких праведников, умельцев,
чудаков? Но вся она застыла в очаровании,
застыла в невыраженной красоте и святости
своей и некуда ей деть себя. В ней есть
удаль, есть размах, есть великое дарование,
но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.
“Очарованная
Русь” – термин условный, литературный.
Это совокупный образ, воссозданный
художником в своём творчестве, вобравший
в себя некоторые стороны исторической
действительности. Это те сокрытые
великие силы, которые видел Лесков в
своём народе. Это – “старая сказка” о
нём.
Комментариев нет:
Отправить комментарий