А.Н.Островский

Домашнее задание 

       До 27.09.2023   19.00  создать один слайд в совместной презентации класса, выполнить два теста.


          



  Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) в Москве на Малой Ордынке.Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника. Мать, Любовь Ивановна, ушла из жизни, когда Александру шёл всего восьмой год. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.


Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. В 1835 году Островский поступил в 1-ю Московскую гимназию, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета, но окончить курс ему не удалось, так как он поругался с одним из преподавателей. По желанию отца Островский поступил на службу писцом в суд.
К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия "Несостоятельный должник" (по другим сведениям пьеса называлась "Картина семейного счастья"; впоследствии — "Свои люди - сочтёмся!").
Литературную известность Островскому принесла комедия "Свои люди — сочтёмся!" (первоначальное название — "Банкрот"), опубликованная в 1850 году. Пьеса вызвала одобрительные отклики Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось "начальству"; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году..
С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александрийском  театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала "Современник". В том же году состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода. В 1860 году  в печати появилась "Гроза", которой Добролюбов посвятил статью "Луч света в тёмном царстве".


Пьеса Островского «Свои люди — сочтемся!» очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны.
Самсон Силыч Большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Это грубый, невежественный человек, настоящий самодур. Он привык всеми командовать и всем распоряжаться. Самсон Силыч приказывает дочери выйти замуж за Подхалюзина, совершенно не считаясь с ее желаниями: «Важное дело! Не плясать же мне по ее дудочке на старости лет. За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю…» Большов сам начинал с низов, его в детстве щедро награждали «тычками» и «подзатыльниками», но вот накопил денег, стал купцом и уже всех ругает и подгоняет. Конечно, суровая «школа жизни» по-своему воспитала его: он стал грубым, изворотливым, даже сделался мошенником. На в конце пьесы он же вызывает и некоторое сочувствие, ведь его жестоко предала собственная дочь и обманул «свой» человек – Подхалюзин, которому он так доверял!
Его жена, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе. Аграфена Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она ни о чем не заботится, не стремится хоть как-то разнообразить повседневную действительность. Она живет только насущными, бытовыми проблемами.
Подхалюзин является еще большим мошенником, чем Большов. Он сумел не только провести хозяина, но и завоевать расположение Липочки, которая вначале не хотела выходить за него замуж. Это как бы «новый» Большов, еще более циничный и наглый, соответствует нравам нового времени – времени наживы. Но есть в пьесе еще один персонаж, который неразрывно связан с предыдущими. Это мальчик Тишка. Он пока что еще служит «на побегушках», но уже понемногу, по копеечке, начинает собирать свой капитал, и со временем, очевидно, он станет «новым» Подхалюзиным. 
Особенно интересен в комедии образ Липочки. Она мечтает о женихе «из благородных» и не хочет выходить замуж за какого-нибудь «купчишку»; ей подавай жениха «не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному…» Она не похожа на купчих прежнего времени; ей хочется к деньгам отца добавить дворянство. Однако хитрый Подхалюзин без особого труда убедил ее, что с деньгами ее отца и с его изворотливостью они смогут зажить даже лучше «благородных».
Остальные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Среди персонажей есть и бойкая сваха устинья Наумовна, и стряпчий Сысой Псоич Рисположенский, и ключница Фоминишна, и мальчик Тишка, который служил в доме Большовых. Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд.
Все персонажи пьесы, как главные, так и второстепенные  изображены сатирически. Островский в начале своего творчества сразу же заявил о себе как писатель-сатирик, продолжатель традиции Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. И последующие творения драматурга лишь укрепили и расширили его славу.

А.Н.Островский "Бесприданница"
В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных «слоях». 
В. П. Буренин

Созданная в 1878 г. драма «Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А. Н. Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца». Но в «Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов — это уже не то «темное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи. Умножаются капиталы, растет «дело», расширяется кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих взаимоотношений.
Основная идея "Бесприданницы" состоит в утверждении того, что в буржуазно-капиталистическом обществе властвует бессердечный чистоган, превращающий неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения.
Быть сознающей себя личностью и не иметь возможность проявить ее - таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют "идолы", подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гибнут, вступая в неравную борьбу, честные и кристально чистые натуры, подобные Ларисе Огудаловой.


Действие происходит в 70-е годы ХIХ века в большом городе Бряхимове, на Волге. Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы, и с другой стороны, оттеняет нравы жителей Бряхимова. За внешним спокойствием мещанской жизни горожан таятся сильные страсти.



















 
















·         Что узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х. И. Огудаловой?
·         Как относится она к Вожеватову, Кнурову, Паратову и Карандышеву? Как меняется ее речь при разговоре с разными людьми? Прочтите и прокомментируйте небольшие отрывки из разговоров Огудаловой с Кнуровым и Паратовым.
·         Что же за человек Паратов?  Проанализируем монолог о Ларисе, когда Паратов узнает о ее замужестве.
·         Нужна ли Лариса Паратову? Почему она решается ехать с ним?
·         Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются во взаимоотношениях с Ларисой?
·         Какова взаимосвязь между продажей «Ласточки» и судьбой Ларисы? Какова жизненная философия Паратова?

·         Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»?
·         Как характеризует Кнурова отношение к Ларисе? В чем истинная подоплека его отношения?
·         Каково отношение Вожеватова к Ларисе? Когда особенно ярко проявляется бездушное отношение Вожеватова к Ларисе? Как это его характеризует как купца? В чем основа жизни купцов того времени?

 

·         Каков Карандышев? Что руководит его поступками? Правоту каких оскорбительных, как пощечина, слов Карандышева о своей роли в этом обществе Лариса должна признать?
·         Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы?
·         В чем сложность образа Карандышева? Какие чувства он у вас вызывает?

·         Какой мы видим главную героиню? Что заставляет Ларису выбрать этот путь? Каков же финал пути к Паратову?
·         Прочитайте монолог Ларисы о смерти. В чем трагедия героини?
·         Какой образ созвучен образу Ларисы? Как он проявляется в ее желаниях?
·         Кем является Лариса для окружающих ее людей? Как она сама к ним относится?
·         Почему в самый напряженный момент когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поет романс «Не искушай меня без нужды»?

·         Почему выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние? 




А.Н.Островский "Гроза"

История создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году.
“Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.
Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжелая жизнь погибшей, ее тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови задержки части приданого.
В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова “не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что она ее сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену”.
Вскоре после этой злополучной истории, в Костроме отдельным изданием вышла пьеса А.Н. Островского “Гроза” (1860 год). Естественно, что костромичи нашли это произведение точным отражением драмы, произошедшей годом ранее. В 1892 году Н.И. Коробицын в своем исследовании “Опыт комментария к драме “Гроза” писал: “Сходство содержания уголовного дела и “Грозы”, обнаруживающееся в действующих лицах, даже в совпадении числа членов семьи, в обстановке, характере, положениях и разговорах их (разговоры в некоторых местах сходны до буквальности), невольно наводит комментатора на мысль, что основою “Грозы” послужило …“клыковское дело”.
В действительности Островский, когда создавал “Грозу”, не знал и не мог знать о “клыковском деле”. Пьеса “Гроза” была начата не позже июля, а окончена 9 октября 1859 года, т.е. ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых.



Смысл заглавия.
Слово «Гроза» неоднократно упоминается в тексте пьесы и в прямом и переносном значении. А именно: в первом действии раздаются удары грома, в связи с этим происходит разговор между Катериной и Варварой, характеризующий и ту и другую. В четвертом действии разыгравшаяся гроза является одним из основных толчков, заставивших Катерину покаяться. В этом же действии в разговоре Кулигина и Дикого появляются две противоположных точки зрения на грозу, выражающих два различных мировоззрения. Если Кулигин на вопрос Дикого: «Да гроза-то что такое, по-твоему?»... отвечает: «электричество», то Дикой дает совершенно иное объяснение: «Какое еще там елестричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали...»

В явлении этого действия Кулигин, обращаясь к испугавшимся грозы калиновцам, говорит: «Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надо да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря!» А вы ужасаетесь, да придумываете, к войне это или к мору...» и т.д.

Так, внося различные смысловые оттенки в понятие грозы, автор сосредотачивает на ней внимание зрителя, как бы заставляя его задуматься над тем, почему драма названа «Гроза». Всей логикой развития действия пьесы и поражением Кабанихи и самоубийством Катерины, потрясшим «законность» темного царства, Островский подводит зрителя к выводу о неизбежности и близости сокрушительной грозы над миром Диких и Кабаних.







АРХИВ. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий