Б.Пастернак




Домашнее задание.
Анализ эпизодов романа.
Задания для 1-й группы к теме "Живаго и революция"
1. Каково отношение героя к революции?
2. Как оно меняется на протяжении романа и почему?
3. Какими средствами языка выражено в следующих отрывках отношение героя к событиям?
1. "Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох…" (ч. 5, гл. 8, с. 174).
2. "Верность революции и восхищение ею были тоже в этом круге. Это была революция в том смысле, в каком принимали ее средние классы, и в том понимании, какое придавала ей учащаяся молодежь девятьсот пятого года, поклонявшаяся Блоку…" (ч. 5, гл. 15, с. 189).
 Поначалу Живаго не отделяет себя от великих исторических событий, а чувствует свою сопричастность к происходящему, к творимой истории, вместе со всеми ожидает перемен в обществе.
3. "Надвигается неслыханное, небывалое <…> истинно великое безначально, как Вселенная. <…> России суждено стать первым за существование мира царством социализма…" (ч. 6, гл. 4, с. 213-214).
4. "Какая великолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали.
В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национально-близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого" (ч. 6, гл. 8, с. 228).
Называя революцию "великолепной хирургией", герой выражает взгляд мыслящей интеллигенции на ход истории, первоначально с энтузиазмом принявшей революцию. Достаточно вспомнить В. Маяковского: "Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось". Его восхищает революция своей стихийностью, непредсказуемостью. Вместе с тем подчёркивается неотвратимость надвигающихся трагических событий с одной стороны, и та цена, которую народ России заплатил за столь кардинальные искусственные изменения. Неслучайно употреблено медицинское слово "хирургия". В словаре С. И. Ожегова: "Хирургия – отрасль медицины, занимающаяся оперативными методами лечения". Однако это сторонний взгляд наблюдателя, который не в состоянии изменить или предотвратить исторические процессы. Как отмечает Д. С. Лихачёв, "Живаго – это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху,  нисколько в нее не вмешиваясь. В романе главная действующая сила – стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий, он служит тем, к кому попадает…" .
5. "Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле" (ч. 11, гл. 4, с. 389).
Отношение Живаго к революционным преобразованием меняется, когда он осознаёт, что эти перемены связаны с убийством, смертью, насилием, жестокостью. Герой с ужасом наблюдает смерть во время боя гимназистов-восьмиклассников с партизанами и корит себя за убитого им белогвардейца: "Зачем я убил его?"
6. "… во-первых, идеи общего…" (ч. 11, гл. 5, с. 391-392).
Неприятие революционных событий, разочарование Живаго выражены в разговоре с командиром партизанского отряда Ливерием Аверкиевичем Микулицыным. В словах героя звучит мысль о несопоставимости интересов революции  и существования Вселенной и бессмысленности этой неуправляемой стихии, которая уничтожает самое ценное – жизнь. Неслучайно итогом размышлений Живаго о революции становится фраза: "Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь. К добру надо привлекать добром…" (ч. 8, гл.5, с. 306).

Задания для 2-й группы к теме "Живаго и история"
1. Как осмысливает герой историю?
2. Найдите примеры других взглядов на историю.
3. Какими средствами языка выражено в отрывках отношение героя к событиям?
1. "Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера…" (ч. 3, гл. 2, с. 84).
Юрий Живаго впервые пытается осмыслить  ход истории  в студенчестве, в период  выбора  специальности,  жизненного  поприща, разделяя мнения дяди –  священника Николая Николаевича Веденяпина.
2. "…историю, то, что называется ходом истории, …" (ч. 14, гл. 14, с. 522).
Автор подчёркивает мысль о том, что истории никто не делает, она совершается помимо желания человека, насильственное вторжение в исторические процессы не приводит к улучшению жизни, не делает человека счастливым, а приносит страдания и несчастье. Человека нельзя сделать счастливым, навязывая определённые представления о счастье, вписанные в идеологическую схему. История существует обособленно, независимо от желания человека, однако у каждого может быть собственный взгляд на исторические процессы.

Задания для 3-й группы к теме "Живаго и природа"
1. Проследите, когда в романе появляются описания природы и какую роль они выполняют?
2. Каковы отношения природы и человека?
3. Какими средствами описан пейзаж?
4. Что поражает и завораживает в описании природы?
1. "У выхода из лагеря и из леса, который был теперь по-осеннему гол и весь виден насквозь…" (ч. 12, гл. 1, с. 408-409).
Место данного отрывка в романе: Живаго в партизанском отряде, куда случайно попадает и насильно удерживается, вынужден наблюдать жестокость, насилие гражданской войны. Пейзаж предваряет бесчеловечную сцену расстрела заговорщиков. В описании природы поражает женское начало. Она живёт своей жизнью, но с другой стороны ощущается её связь с человеком. Описания природы появляются в романе не случайно, а в моменты тяжёлых душевных потрясений героя и играет роль защитницы, спасительницы, высшей силы, исцеляющей душу и помогающей пережить потрясающие своей жестокостью события смутного времени.
"Темнопунцовое солнце еще круглилось над синей линией сугробов…" (ч. 14, гл. 13, с. 519).
Одухотворённые описания природы в романе тесно связаны с внутренним состоянием героя: с помощью красочных эпитетов, необычных олицетворений, ярких бликов и красок природы передано ощущение нахлынувшего одиночества после отъезда Лары. Живаго мысленно прощается с любовью, и живописное, близкое к поэзии (стихотворениям в прозе, вспомним "Стихотворения в прозе И. С. Тургенева") описание пейзажа обостряет горе героя.
"Цветным складывающимся и раскрывающимся лоскутком пролетела с солнечной стороны коричнево-крапчатая бабочка..." (ч. 11, гл. 8, с. 400).
Природа предстаёт одухотворённой и очеловеченной, это не безликое существо, и Живаго, умеющий видеть её красоту и поэтичность, чувствует с ней духовное родство. Как пишет Н. Л. Лейдерман, "природа у Пастернака восполняет человека, внося в его душу тот смысл и лад, которых люди лишают себя в суматохе века. И – что очень существенно – повествователь смотрит на окружающий мир глазами художника и слушает его ухом музыканта".
"Ясная морозная ночь. Необычайная яркость и цельность видимого…"  (ч. 9, гл. 6, с. 330-331).
Особую поэтичность, умиротворение содержат описания природы, помещённые в дневник героя, который он начинает вести, приехав в Варыкино. Итак, в романе достаточно много страниц, посвящённых описанию природы, что неудивительно, так как Живаго пытается найти душевную гармонию среди хаоса и неустроенности жизни.





«Доктор Живаго» - роман о судьбе человека в истории. Образ дороги  центральный  в нём. Железная дорога – символ и России, и путей-перепутий истории XX века, и личного жизненного пути.
           Фабула романа прокладывается, как прокладываются рельсы, петляют сюжетные линии, стремятся вдаль судьбы героев и постоянно пересекаются в самых неожиданных местах – как железнодорожные пути. Автор, избравший такой путь повествования, отводит себе роль «стрелочника» - он направляет движение в нужную ему сторону, активно вмешивается в события.
          Герои «Доктора Живаго» испытываются огнём русской революции, которую Б.Пастернак считал поворотным событием в судьбах века. Они занимают по отношению к ней разные позиции, и в зависимости от занятой позиции складываются их судьбы.
Картинка 86 из 45818Судьба произведения драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, так как в нём усмотрели искажённое изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней.
…У такого романа и не могло быть другой судьбы, чем та, что выпала на его долю. Он не имел шансов пройти через цензуру в полном объёме, но невозможно было себе представить, что его рукопись просто ляжет на дно ящика письменного стола – до лучших времён или что он появится в советской печати в изуродованном и сокращённом виде, - а попытки к тому были предприняты.
 Передавая в мае 1956 года рукопись «Доктора Живаго» итальянскому радиожурналисту, Б.Пастернак не знал, что она будет переслана в Милан издателю-коммунисту Дж. Фельтринелли, выйдет на итальянском 16 ноября 1957 года, 24 августа 1958 года на русском (с опечатками и без ведома автора) – в Голландии, а в январе 1959 – в Милане, что всё этовызовет политический скандал неслыханного дотоле масштаба, а на долю автора, удостоенного в 1958 году Нобелевской премии за «выдающиеся достижения в современной поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы», выпадут тяжкие испытания. Но когда Б.Пастернак ответил на предложение Фильтринелли выпустить роман за рубежом, он, несомненно, предвидел последствия. И тем не менее шёл на это.
На родине Пастернака начали активно травить: исключили из членов Союза советских писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток оскорблений и обвинений, настойчиво вытесняли из страны, заставили отказаться от Нобелевской премии.
 Писателю не было суждено прочесть Нобелевскую лекцию (своего рода заменой стало стихотворение «Нобелевская премия»). Узнав о присуждении, он успел лишь отправить благодарственную телеграмму по адресу Шведской академии, а затем вынужден был дать другую, исполненную трагического достоинства: «Ввиду того значения, какое получила присуждённая мне премия в обществе, к которому я принадлежу, я должен с благодарностью отказаться от этой незаслуженной награды, не примите за оскорбление мой добровольный отказ…»

«Доктор Живаго» был опубликован на родине  в 1988 году, через 33 года после написания, и только в 1989 году сын Сергей получил диплом отца - нобелевского лауреата.

В 1909 году Б.Пастернак написал своё первое стихотворение. Сначала он входит в группу «Лирика», потом примыкает к группе «Центрифуга», к футуристам. Он считает, что ближе всех ему по духу поэт В.Маяковский
  В 1913 году выходит первый сборник «Близнец в тучах» 
 В 1916 году – сборник «Поверх барьеров
Славу и известность принесла третья книга «Сестра моя – жизнь», написанная в 1917 году. Она раскрыла главную черту поэзии Бориса Пастернака – слитность с миром природы.



АРХИВ

2. В течение недели (до 01.04.2012 ) создаём коллекцию класса по лирике и анализу романа Б.Патернака "Доктор Живаго". Сервисы  Google используйте по своему усмотрению: документ, презентация, таблица, форма, рисунок. Работы могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Удачи!

Ребята! Не забудьте предоставить доступ к вашему материалу:
1. Справа сверху : "Предоставить доступ"
2. Изменить.
3. Открыть доступ к документам пользователям, у которых есть ссылка.
4. Разрешить редактировать документ (поставить галочку "изменять может любой пользователь")
5. Сохранить.
6. Готово.

Ребята! Молодцы! Коллекции понравились.
Можете выполнить тесты, предложенные вашими одноклассниками.
Не забудьте заполнить лист самооценки. 

Инструкция по работе с сервисами Google

Жизнь и творчество Б.Пастернака. Презентация 11А класса
Жизнь и творчество Б.Пастернака. Презентация 11В класса
Б.Пастернак "Доктор Живаго".Коллекция 11А класса
Б.Пастернак "Доктор Живаго". Коллекция 11В класса
Лист самооценки учащегося
Тест. Автор Еранов Владислав
Тест. Автор Крюкова Алина
Тест. Автор Мишуткина Валентина
Тест. Автор Жабина Таисия
Тест. Автор Любашевская Юлия




Комментариев нет:

Отправить комментарий