Хронология написания романа.
1. Начало
написания – 1925 год
Первоначальный замысел - показать
казачество в революции. Написаны главы об участии донских казаков в
корниловском мятеже. Рабочее название романа «Донщина»
2. Осень
1926 года – возвращение к работе над романом. Расширяется замысел. Отчёт
действия в романе начинается с мая
1912 года
3. Выход
первой книги романа – осень 1927 года
4. Вторая
книга романа выходит в 1928 году. Во вторую книгу вошли некогда отложенные
главы «Донщины»
5. Длительный
перерыв в издании третьей книги
романа, которая увидела свет в начале 40-х годов. В центре повествования - восстание казаков 1919 года- болезненная тема для советской власти.
6. Полное
издание романа-1953 год. Роман вышел в «урезанном» и «дополненном» виде, с
большими «правками».
7. Не
искажённый цензорскими и редакторскими вмешательствами роман был
напечатан только в 1980 году.
Смысл заглавия и роль эпиграфов.
1.Прочитайте эпизоды открывающие
и закрывающие роман. Какая тональность идейно-художественного звучания задана
первой и последней фразой романа?
2. Какими словами обращаются в
своих песнях донские казаки к великой реке? Какое символическое значение имеет
образ Дона в романе?
3. Как относятся казаки к Дону?
(чтение эпизода кн.2 ч.5, гл.10) Что лежит
в основе казачьего почитания реки?
4. Течение реки и течение времени,
течение человеческой жизни – сходны ли эти понятия? Как об этом говорится в
романе?
5. Почему Шолохов так много места
в романе уделяет истории казачьих родов? Расскажите историю одного из казачьих
родов: Мелеховых, Коршуновых, Кошевых.
Прочитайте два эпиграфа к роману и определите, какой
из них задаёт тему первой книге, а какой всему роману?
·
Каким смыслом наполнена песня?
·
В чём заключается символическое значение образа
«мутнёхонького» Дона?
·
Тихий ли Дон в главах романа, в которых
рассказывается о братоубийственной войне?
Сделайте вывод о смысле названия
романа и роли эпиграфа в романе.
Первоначальный замысел романа был
связан с событиями 1917 года, «с участием казачества в походе Корнилова на
Петроград». В процессе работы Шолохов значительно расширил границы
повествования, вернулся в довоенную пору, в 1912 год. В быте казачьей станицы,
в течении повседневной жизни, в психологии казаков искал он объяснение
поведению героев в дни грозных испытаний.
Основная проблема «Тихого Дона» -
казачество и революция. Кульминация - события 1919 года, когда казачество в
своей массе было втянуто в Верхнедонское восстание: сказались верность
казачьему укладу и традициям земледельца-воина, поиски правды, характерные в
том числе и для Григория Мелехова. Шолохов изучал документы той «суровой
действительности», которая предшествовала восстанию, в частности , злоупотреблений
властью комиссарами, произвола, «перегибов по отношению к казаку-середняку».
Волны восстания увлекают за собой
всех: и правых, и виноватых, и пытающихся остаться в стороне. В эпицентре
мятежа оказывается Григорий Мелехов, которому на мгновение путь повстанцев
представляется «высветленным месяцем шляхом». Однако, испытав обманчивую горечь
заблуждения, Григорий Мелехов познаёт и горечь «чудовищного прозрения»
В романе более семисот
персонажей. В нём представлены все социальные слои: офицерские круги, генералитет
царской армии и атаманы войска Донского,
руководители Верхнедонского восстания, народ во всём его многообразии.
Своеобразие жанра.
Докажите, что роман «Тихий Дон» -
роман-эпопея.
Поможет нам знакомое
произведение - роман-эпопея Л.Н.Толстого
«Война и мир»
По итогам сравнения сделайте
вывод о жанровом своеобразии романа «Тихий Дон».
Вопросы для сравнения
|
Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
|
Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»
|
Вывод
|
Где разворачиваются события романа?
|
|||
Какие временные рамки охватывает роман?
|
|||
Какие исторические события описываются в романе?
|
|||
Кто является центральным героем (героями) романа, в судьбе
которых отразились переломные события истории?
|
|||
Какие исторические лица и документы включены в роман?
|
|||
Составьте хронологию жизни Андрея Болконского и Григория
Мелехова
|
Найдите в первой части романа ответы на вопросы:
1. Кто
такие казаки? Чем они занимались? Чем жили?
2. Прочитай те эпиграф, которым писатель предваряет своё произведение. О каких сторонах жизни казаков говорит эпиграф?
3. Какие тёмные жизни казаков изображает писатель?
2. Прочитай те эпиграф, которым писатель предваряет своё произведение. О каких сторонах жизни казаков говорит эпиграф?
3. Какие тёмные жизни казаков изображает писатель?
4. Наряду с этими тёмными сторонами жизни казаков мы видим и множество эпизодов, в которых раскрывается нравственная сила, чистота совести, удаль, смекалка и трудолюбие народа. Почему
М.Шолохов с любовью пишет о казаках? О ком говорит с особой симпатией?
Выделите самые яркие эпизоды
первой части. (См.эпизоды «История Прокофия Мелехова» (гл.1), «Утро в семье
Мелеховых», «На рыбалке» (гл.2), «На сенокосе» (гл.9), сцены сватовства и
свадьбы Григория и Натальи (гл.15-22), призыв на военную службу, Григорий на
медицинском осмотре (часть2, гл.21)
5. Как они передают красоту крестьянской жизни казаков, поэзию их труда?
В казачьей среде человек ценился
по отношению к труду.
«Он и женишок хоть куда…и
семейство ихнее шибко работящее…Работящая семья и при достатке» (мать Наташи о
Григории)
«Мелеховы – славные казаки» (дед
Гришака)
6. Выделите
описание донской природы, казачьего хутора. Какова их роль?
7. Какие эпизоды первой книги
наиболее наглядно характеризуют отношение героев романа к воинскому долгу?
8. Какие тёмные стороны жизни
казаков изображает писатель?
Трагедия Григория Мелехова.
Каким мы видим Григория в первых
главах романа? Какими душевными качествами наделяет его автор?
Какие качества унаследовал Гришка
от своего деда Прокофия и бабки-турчанки? Как родословная героя отражается в
его характере?
Прочитайте описание внешности
Григория.
Какие типичные черты казачества воплотились в его образе?
Почему Григорий настороженно
относится к большевикам при первых встречах? О чём думает? Какие поступки
большевиков подтверждают мысли Мелехова? (первые встречи с Гаранжой,
Подтёлковым)
Почему Григорий не смог стать
своим в рядах белоказачества? Что отталкивало его от белых?
Как вы оцениваете пребывание
Григория в банде?
Почему Мелехов не становится ни
на чью сторону?
Проблема человеческого счастья –
в чём она?
Человек родится для счастья. А
счастлив ли он? Что ему нужно для счастья?
Был ли счастлив Григорий Мелехов?
«Хороший казак, …а вот непутёвый»
(старик Чумаков)
«Какой-то чудоковатый» (Зовутка)
«С одной стороны, борец за
старое, а с другой, какое-то подобие большевика» (Копылов)
«Несчастный человек» (Аксинья)
Какая из этих характеристик ближе
к вашим представлениям о Григории Мелехове?
(доля истины есть в каждой из них).
Чья характеристика более значима? Почему?
Когда Григорий чувствует, что
счастлив?
Есть ли в его жизни и душе
моменты, когда бы своё состояние он мог оценить этими же словами?
А испытывает ли он это чувство в
бою, во время «рубки» хорошо ли ему?
А в картинах мирной жизни?
Анализ эпизодов
1. Аксинья
предлагает Григорию уйти из хутора.
2. Настроение
Григория после женитьбы на Наталье
3. Что
же ещё человеку нужно? В чём здесь противоречие?
Анализ эпизодов
1. Григорий
о себе (кн.4, ч.8, гл.7)
2. Встреча
с Аксиньей (кн.3, ч. 6, гл.50)
3. О
матросах (кн.3, ч.6, гл.51, 28)
4. Спасает
Степана (кн.2, ч.4, гл.4)
5. Что
же человеку надо для счастья? Много или мало?
Проблемная ситуация
В 1948 году критик И.Лежнов
написал книгу о творчестве М.Шолохова, в ней есть глава: «Две души Григория
Мелехова» Согласны ли вы с такой позицией критика?
Двоедушие – неискренность,
корысть, приспособленчество, ложь.
Какие моменты в жизни Григория
Мелехова вызывают сожаление?
Что бы вы хотели изменить?
Почему весь первый том Шолохов говорит о
мирной жизни героев, хотя вся книга о войне?
Сохраняет ли герой себя как
человек на войне?
Что он чувствует при физическом
истреблении людей?
Анализ эпизодов
1. Убийство
австрийского солдата (кн.1, ч.3, гл.5)
2. Признание
в убийстве брату Петру (кн.1, ч.3, гл.10)
3. Пленный
гусар (кн.1, ч.3, гл.12)
4. Война
(кн.2, ч.2, гл.3)
Григорий прошёл мировую войну,
видел и знает такое, после чего «огрубело сердце, очерствело, будто солончак в
засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывает
жалости»
Так ли это?
Докажите своё мнение?
В подтверждение ответа – анализ
эпизода:
·
Расстрел пленных белогвардейцев (кн.2,ч.5,
гл.12)
Что заставляет Григория хвататься
за наган и бросаться к Подтёлкову?
А как ведёт себя Григорий в
момент расстрела самого Подтёлкова? Помните, как он хватался за наган и хотел убить Подтёлкова? А
что же теперь, когда представилась такая возможность?
В подтверждение ответа – анализ
эпизода (кн.2, ч.5, гл.29)
Почему Григорий уходит?
Но ведь в бою он сам зарубил
четырёх матросов-пулемётчиков! Что же произошло с его сердцем?
Кто же виноват?
Каковы итоги жизненных исканий
Григория Мелехова?
«Тихий Дон» как роман о любви.
Главная идея романа – идея дома,
святости семейного очага, его защиты. Не случайно роман начинается с
предыстории семьи Мелеховых, с деда Прокофия. Пантелей Прокофьевич является
главным эпическим лицом первого тома романа.
Как
развивается в романе мысль семейная? (см. семьи Аксиньи и Степана
Астаховых, Дарьи и Петра Мелеховых, Григория и Натальи Мелеховых)
Можно ли хоть одну из семей назвать счастливой?
Расскажите, как началась любовь Аксиньи и Григория.
Пантелей Прокофьевич старается
разрушить романтические отношения своего младшего сына Григория с
красавицей-соседкой Аксиньей Астаховой. Зачем? Как он это делает?
Как отстаивала свою любовь Аксинья?
Найдите эпизоды сватовства и свадьбы.
Какие усилия для сохранения семьи предпринимает Наталья? Почему она то уходит из дома Мелеховых к отцу, то вновь возвращается?
Как связаны между собой три главных женских образа романа: Аксинья Астахова, Наталья Коршунова и Ильинична?
Судьбы героинь трагичны. Случайно ли это? (Женские образы выстраивают собой логическую цепочку: женщина – земля – Россия)
Групповая работа
Группа 1 (кн.1, ч.1, гл. 3, 4. 7, 12, 15, 16, 21,22)
Почему зарождение и развитие
чувства Григория и Аксиньи даны на фоне донских и степных пейзажей?
Отличается ли чувство Аксиньи от
любви Григория?
Разделяет ли автор отношение
хуторян к любви Григория и Аксиньи?
Почему Григорий, любя Аксинью,
бросает её и не сопротивляется отцу,
сватающему для него Наталью Коршунову?
Чем Наталья отличается от
Аксиньи?
Группа 2 (кн.1, ч.2, гл.3, 5, 7, 10, 11, 12, 14, 18; ч.3, гл. 19, 22,
24)
Чем вызван отказ Григория уйти с Аксиньей с хутора до свадьбы и почему
впоследствии, будучи уже женатым человеком, он всё же делает это?
Как вы объясните метания Григория
между Натальей и Аксиньей? Что означает его выбор с точки зрения сословных и
родовых традиций?
Неизбежен ли этот выбор между
двумя женщинами?
Есть ли что-то в описании любви
Григория к Аксинье что роднит героя с дедом Прокофием?
Какое начало сильнее в Аксинье:
материнское или женское?
Почему Шолохов, наградив её
женским счастьем, лишает счастья материнства?
Почему Григорий не может простить
Аксинью?
В чём суть противопоставления
Аксиньи и Натальи?
Группа 3 (кн.3, ч.6, гл. 21, 50, 51)
Почему Григорий во время войны
постоянно мысленно возвращается к
Аксинье?
Закономерна ли случайная новая
встреча Григория с Аксиньей в разгар войны?
Как раскрываются переживания
героев в сцене встречи у Дона (обратите внимание на портретные детали и
состояние природы)?
Как жизнь изменила героев к
моменту встречи?
Группа 4 (кн.4, ч.7, гл. 1, 17, 18, 24-26; ч.8, гл.8, 9, 17)
Меняется ли Григорий после смерти
жены?
В чём сила любви Аксиньи и что
она даёт Григорию?
Почему сцена гибели героини от случайной пули продотрядовца предваряется
эпизодом, где счастливая и радостная
Аксинья плетёт венок из полевых цветов?
Какие ещё картины природы
сопровождают её образ?
Меняются ли отношения Григория и Аксиньи от начала к концу романа?
Почему Шолохов «не даёт» своим
любимым героям счастья?
Архив
Домашнее задание.
1. Изучите биографию М.Шолохова. Сформулируйте вопросы по изученному материалу, запишите в тетрадь, приготовьтесь отвечать на вопросы одноклассников на уроке.
2. Прочтите один рассказ из сборника "Донские рассказы". Сделайте анализ: тема, идея, проблематика, система образов (устный ответ на уроке)
3. Выполните работу в группе
до 20 февраля 2019 года 17.00
LearningApps.org (пазл, кроссворд, викторина и т.д.)до 20 февраля 2019 года 17.00
Список групп, таблица продвижения
Примерные темы для выполнения задания в группе.
Инструкция по работе с сервисами Google
Инструкция по работе с сервисом Cacoo.com
Инструкция по работе с сервисом wiki-стенгазета
Инструкция к Prezi.
4. Выполните тестовую работу до 23.02.19 17.00
Тест по творчеству М.Шолохова
Список групп, таблица продвижения
1) Презентация "Донские рассказы" М.Шолохова
2) История создания, проблематика романа-эпопеи "Тихий Дон"
Буклет 1
Буклет 2
3) Своеобразие жанра
2) История создания, проблематика романа-эпопеи "Тихий Дон"
Буклет 1
Буклет 2
3) Своеобразие жанра
Комментариев нет:
Отправить комментарий