Ф.М.Достоевский

В сегодняшнем мире …. тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.

      Ч.Айтматов


1. Ф.М.Достоевский. Жизнь, творчество. История создания романа «Преступление и наказание», жанр, композиция.
Найдите ответы на вопросы:
1.      Какая семейная тайна во многом определила сознание Достоевского?
2.      С какого произведения начинается творческий путь писателя?
3.Кто из деятелей русской культуры сыграл большую роль в его судьбе?
4.      Каковы задачи и направление деятельности кружка Петрашевского? Какое участие принимал в нём Достоевский?
5.      В чём смысл духовного перерождения, пережитого Достоевским на каторге? Какая книга опирается на его каторжный опыт?
6.      Каковы формы участия Ф.М.Достоевского в общественной жизни 1870-х годов?

Эволюция мировоззрения Ф.М.Достоевского.

Даты
1840-е годы
1848-1858
1858-1881
События жизни
Знакомство с Белинским, кружок Петрашевского
«Казнь» и каторга
После каторги
Мировоззрение
Социализм, испытание веры
Народ, Христос
«Идея о человеке» - найти Бога в себе






Создание романа "Преступление и наказание".

 
Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Ф.М.Достоевского во время пребывания его на каторге.


9 октября 1859 г.он пишет брату: «В декабре я начну роман…Я совершенно решил писать его немедля… Всё сердце моё с кровью положится в этот роман.   Я задумал его в каторге, лёжа на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения…Исповедь окончательно утвердит моё имя».
Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года.




Содержание.
Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это -  психологический  отчёт одного преступления… Молодой человек, исключённый из студентов университета и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным» идеям, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты». «Психологический отчёт» об одном преступлении постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями.


Композиция и жанр.
Роман состоит из шести частей и эпилога. Часть первая – совершение преступления; последующие пять частей – наказание («психологический отчёт» преступника); эпилог – раскаяние.

Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров: детектива (совершено преступление, которое раскрывается), социально-бытового жанра (даны картины жизни униженных и оскорблённых), наличие любовной интриги, серьёзных философских и религиозных размышлений и психологических исследований. Роман признан величайшим философско-психологическим  романом в мировой литературе.

Роман Достоевского — это, прежде всего,  роман философский, роман споров, роман идей.
Главные идеи.
Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.



Значение некоторых имён и фамилий.
Раскольников. Раскол – «раздвоение». Символизирует раздвоенность главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой.

Софья.
Софья означает «смиренномудрие». Героиня романа смиренно несёт свой крест и не перестаёт верить в добро и справедливость.

Лебезятников.
Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать.

Авдотья Романовна.
Прототипом сестры Раскольникова является Авдотья Яковлевна Панаева – первая любовь Ф.М.Достоевского.

Лизавета Ивановна.
Елизавета – «почитающая Бога».

 Роман "Преступление и наказание"


История создания романа
Краткое содержание
Этапы создания романа. Идея романа
Эпоха, изображенная в романе
Поэтика романа
Словарь 
Истоки преступления Раскольникова (опорный конспект)
Характеристика героев романа

Комментарий к произведению по С.В. Белову:
Часть 1
I
II
III
IV
V
VI
VII
Часть 2
I
II
III
IV
V
VI
VII
Часть 3
I
II
III
IV
V
VI
Часть 4
I
II
III
IV
V
VI
Часть 5
I
II
III
IV
V
Часть 6
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Эпилог
I
II



2. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.
Петербург Достоевского.
Прочтите первые страницы романа.
Чем удивил вас Достоевский в этом описании Петербурга, знакомого вам по произведениям Пушкина, Гоголя, Гончарова?


  1. Обратившись к тексту романа, выпишите «достоевские», с вашей точки зрения, детали.

  1. С какой целью Достоевский даёт аллюзию (аллюзия, реминисценция – отзвук, явление, наводящее на воспоминание, сопоставление с чем-либо) на пушкинский текст?
  2. Как складывается образ «Петербурга Достоевского» в романе?
  3. Где происходит действие? Что это за район  города? Почему действие вынесено на городские улицы?
  4. Назовите наиболее характерные детали облика города, запомнившиеся вам при чтении романа.
  5. Какие детали в описании Петербурга повторяются и почему?
  6. Какие оценочные высказывания автора и персонажей о городе выбрали? Какой образ Петербурга вырастает из этих оценок?
  7. На какие эпитеты в описании городских кварталов  обратили внимание? Можно ли их назвать «психологическими»?
  8. Продолжите фразу: «Петербург Достоевского – это……»

Комната Раскольникова.
Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка , шагов в десять длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими пыльными и всюду отстававшими обоями, и до того низкая, что чуть-чуть  высокому человеку становилось в ней жутко…»

Комната Сони.
«Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала  комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь…другой же угол  был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели».

Жилище Мармеладовых.
Проходной угол: «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего  только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, ….. на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике».

  1. Какая деталь в описании каждой из комнат показалась вам самой значимой?
  2. Какие именования даёт Достоевский жилищу Раскольникова? Что должен чувствовать человек, живущий в таких условиях?
  3. Как в описании каморки Раскольникова и места его обитания возле Сенной прослеживается мотив «тупика».
3. Мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума.
«Униженные и оскорблённые» в романе.

Семья Мармеладовых.
(одна из тысяч подобных ей семей бедняков)

Семён Захарович.

  1. Расскажите историю жизни семьи Мармеладовых. В чём причина бедственного положения?
  2. Проанализируйте монолог Мармеладова (ч.1, гл.2). Какие чувства вызывает у вас этот герой?
  3. Как относится автор к Мармеладову?
  4. Почему Мармеладов оказался во власти пьянства, почему он может вырваться из этого болота?
  5. Добился ли Достоевский эффекта присутствия судьбы Мармеладова  в общей атмосфере безысходности города Петербурга?
  6. С чего начинается падение Мармеладова? Почему он во многом обвиняет Катерину Ивановну?
  7. Как погибает Мармеладов? Что вообще, по-вашему, стало причиной его гибели?

Семён Захарович - опустившийся, утративший всякое человеческое достоинство, отставной чиновник. Его пьяная исповедь в кабаке о своей судьбе – это жизненная драма человека, которого раздавил жестокий мир. Он любит жену и детей (после смерти в кармане у него нашли мятного петушка). Но душа счастливого человека не может вынести ежедневных унижений. Мармеладов знает, что его дочь, честная и чистая Соня, живёт по жёлтому билету. Перед нами – полностью раздавленный нищетой и собственным бессилием человек.

Катерина Ивановна.



  1. Опишите Катерину Ивановну.
  2. Как её характеризуют слова : «Пол сама моет и на чёрном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит»?
  3.  Почему она так несправедлива к Соне, к своим детям?
  4. Назовите черты характера Катерины Ивановны.
  5. Есть ли что-то общее у Катерины Ивановны и Раскольниковым?
  6. Расскажите о последних эпизодах жизни Катерины Ивановны. Как она умирала? Что вас поразило в этих описаниях?
  7. Почему перед смертью Катерина Ивановна отказывается от Бога и покаяния?

Катерина Ивановна - до предела измученная женщина, мачеха Сони. Она благородного происхождения (из разорившейся дворянской семьи), поэтому ей гораздо тяжелее, чем падчерице и мужу. И дело не в житейских трудностях, а в том, что у неё нет никакой отдушины (Соня находит утешение в Библии, в молитвах, Мармеладов забывается в кабаке). Катерина Ивановна – натура страстная, гордая, бунтарская. Всё, что её окружает, кажется ей адом, и она не умеет смиряться, терпеть и молчать, как Соня. Измученная нищетой, она умирает от чахотки.

Сопоставительный анализ эпизодов «Раскольников на Николаевском мосту» (ч.2, гл.2) и «Самоубийца утопленница» (ч.2, гл.6).
  1. В чём сходство и различие этих эпизодов?
  2. Почему «необъяснимым холодом веяло … всегда» на Раскольникова от «этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина»? Отчего красота города не затрагивает Раскольникова? Почему Петербург «парадный» как бы исключён автором из топографии романа?
  3. Подумайте, почему Достоевский называет город «фантастическим»?
  4. Что вы нарисовали бы, если бы вам представилась возможность иллюстрировать «Преступление и наказание»?
4.Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Портрет.
Главный герой  романа - разночинец, бедный студент. Наделён привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами….ростом выше среднего, тонок и строен».
Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт. В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие. Он воспринимает чужую боль острее собственной: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, даёт деньги на похороны едва знакомого ему Мармеладова.

Раскольников среди униженных и оскорблённых.

  • Зачем Раскольников вышел из каморки?
  • Вспомните разговор студента с офицером в распивочной. Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя?
  • В чём сомневался герой?
  • Зачитайте мысли Раскольникова, когда он идёт к старухе-роцентщице, в распивочной, после сна. О чём они свидетельствуют?
Убийство старухи-процентщицы
  • Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых и чтение письма матери (ч.1, гл.2-4). Какие противоречия вы можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?
  • Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал?

 5. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя.


Причины преступления.

Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и желания помочь окружающим (Мармеладову, его жене, его детям, Соне, пьяной девушке на бульваре)
Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей.
Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарования молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.

  • Какова главная причина преступления?
  • В чём суть теории героя, в которую он верит?
  • Где она была изложена?
  • К какому разряду людей принадлежит герой?
Теория Раскольникова о «делении людей на два разряда».
Находясь во власти этой теории, Раскольников убеждён, что на земле нет несправедливости  и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития.
«Обыкновенный» или  «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.

«Обыкновенные люди».
  • Люди консервативные. Такие люди живут в послушании и любят быть послушными.
  • Это материал, служащий единственно для зарождения себе подобных.
  • Они слабы, бессильны и не способности изменить своей участи.
  • Такие люди не могут заслуживать сожаления. Их жизнь ничего не стоит – она может служить лишь жертвой  «особенным людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для немногочисленных наполеонов.


«Необыкновенные люди».
  • Эти люди  устанавливают  новые законы жизни , изменяют жизнь, смело разрушают старое, их не останавливает  даже необходимость пролить чью-то кровь на своём пути для достижения своих целей.
  • Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во имя лучшего.
  • Это избранные люди. Такими личностями были,  например, Магомет, Наполеон.
«Двойники» Раскольникова.

Считают себя «сильными мира сего», живут по принципу «всё дозволено».

Аркадий Иванович Свидригайлов»

1. Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе?
2. Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым  «одного поля ягоды», что между ними есть «общая точка»?

Поступки
Общее с теорией Раскольникова
Азартный игрок, имеет весьма противоречивый характер: он совершает ряд добрых и благородных поступков (даёт деньги Катерине Ивановне и Соне, чтобы она могла сопровождать Родиона на каторгу). Но на его совести оскорблённая честь Дуни и смерть жены, доведение до самоубийства слуги Филиппа. Подслушав признание Родиона в совершении преступления, пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на брата. В его душе, как и в душе Раскольникова, идёт борьба добра со злом  (верх берёт зло: Свидригайлов кончает жизнь самоубийством).
«Мы одного поля ягоды»,  - говорит  Свидригайлов Родиону. И Родион понимает, что это так, потому что оба они, хоть и по разным причинам, «перешли через кровь».

Пётр Петрович Лужин.

  1. Кто такой Лужин?
  2. Какие рассуждения из письма матери о Лужине  привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова и почему?
  3. Впечатления о Лужине усугубляются при анализе сцены «объяснения» между Лужиным и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения.
  4. Что превыше всего ценил Лужин в жизни и почему его раздражал разрыв с Дуней?
  5. Лужин не может смириться и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин своё решение.




Поступки
Общее с теорией Раскольникова
Негодяй Лужин – это сладострастное ничтожество, которое стремится властвовать. Пытается опорочить Соню (подсовывает ей сторублёвую купюру, чтобы поссорить Родиона с семьёй). Он хочет жениться на сестре Родиона Дуне и получает удовольствие от её зависимости. Дуня готова в ыйти за этого преуспевающего дельца без любви. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, - чтобы вытащить семью из нищеты и помочь брату завершить образование.
«Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано». Лужин спокойно переступает через все преграды на своём пути.

  • В чём заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

6.Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

  • В чём «правда» Сони, по каким принципам она живёт, во имя чего «переступила» героиня?
  • Жизнь тяжела и для Раскольникова, и для Сони. Но как воспринимают её герои?
  • Почему в собеседники Раскольников выбрал именно Соню?
  • Что показалось странным Раскольникову у Сони, почему?
  • Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони?

  • Почему Раскольников заставляет Соню читать Евангелие?
  • Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз?

  • Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая? Что главное в поведении Сони?
  • Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории?
  • Докажите, что писать утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой. 

Проследим, как происходит воскрешение человека  в Раскольникове через любовь.
  1. Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге?
  2. Как вы ответите на вопросы, которые задаёт себе Раскольников  об отношении каторжников к нему и Соне?
Соня.
18-летняя девушка, всё образование которой – несколько книг романтического содержания. С ранних лет видела вокруг себя лишь пьяные ссоры, болезни, разврат и человеческое горе. Соня – «блудница», как пишет о ней Достоевский. Она вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Чтобы помочь мачехе и её детям, она фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту. Её душа переполнена христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.


Главные черты Сони Мармеладовой.
Самопожертвование.
Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит себя в жертву. Вся её жизнь – самопожертвование. Когда Раскольников  говорит с ней о самоубийстве как о единственно достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что будет?». Любовь к ближним лишает её даже такого выхода, как смерть.

Смирение.
Девушка не возмущается и не протестует – она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова. Терпение Сони и её жизненная сила во многом происходят от её веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все её поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого помогает вера в Бога.

 Всепрощение.
Именно Соне обязан Родион Раскольников своим духовным возрождением. Её исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним.В сущности, отношение Сони к Раскольникову – это отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение. Она вернула  Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Религия в романе является способом решения нравственных проблем, а Соня, по замыслу автора, несёт в себе Божественное начало.

Сон как художественный приём.
Подсознание.
Сон – это общение человека со своим сознанием. Сны зависят от психического состояния человека и оказывают огромное влияние  на его внутренний мир. Он – часто продолжение событий, произошедших днём. Во сне человек продолжает чувствовать, переживать и размышлять.

Художественный приём.
Введение в произведение сна – излюбленный приём многих писателей (сны Татьяны Лариной, Ильи Ильича Обломова). Приём даёт возможность проникнуть  в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание.

Первый сон Раскольникова.
Экспозиция.
Родион видит сон до преступления, в пору мучительных раздумий. Сон выполняет функцию экспозиции: знакомит читателя с людьми, которые будут встречаться на протяжении романа.

Содержание.
Это болезненный сон, его действие происходит в детстве Родиона. Снится, будто они с отцом в праздничный вечер проходят мимо кабака  и видят, как пьяные мужики избивают маленькую лошадёнку, запряжённую в огромную телегу. Мальчик пытается заступиться, но на глазах  у толпы несчастную клячу добивают железным ломом. Родион плачет, хочет кричать.

Смысл.
 Сон несёт смысловую нагрузку: открывает истинное состояние души Родиона, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре.

Символика.
Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак – олицетворение пьянства, зла, низости, грязи его обитателей. Но любой русский начинает жить в церкви и заканчивает её там же. Церковь не случайно находится в 300 шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить грешить и начать новую, праведную жизнь.

Значение снов Раскольникова.
Сон после убийства.
Сон-крик заполнен страшными звуками: «…. таких  неестественных звуков, такого вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он ещё никогда не слыхивал». Всё существо  героя воспротивилось совершённому убийству, и лишь воспалённый мозг уверяет себя в том, что теория верна, что убийство так же обычно, как смена дня и ночи. В этом сне местом действия является лестница, которая символизирует борьбу добра и зла в душе Раскольникова.

Сон, в котором Родион повторяет убийство.
Обстановка во сне напоминает царство мёртвых. Но всё мертво только для Родиона – для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион  был выше всей толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он – Наполеон, гений и не может стоять на одной ступени с быдлом. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попытками изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним вместе с толпой.

Сон про оазис.
Родиону грезится  тот идеальный мир, который будет создан им, гением, спасителем человечества. Он мечтает о создании на земле Нового Иерусалима, описание этого мира напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя (неспроста оазис находится в Египте: Египетский поход – начало карьеры Наполеона). Описание наполнено красивыми эпитетами.

Сон на каторге.
Мир-оазис из предыдущего сна осуждён в жертву какой-то страшной и неслыханной мировой язве. Родион видит плоды своей теории.  Сон наполнен ужасными картинами человеческий мучений (он – полная противоположность  сну про оазис). После этого сна Родион понял наконец  страшную сущность своей теории и отказался от неё.

 7.Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова.

Поиск истины.
Теория Раскольникова  делит людей на «слабых» и «сильных». Родиона мучает вопрос, кто он сам: «тварь дрожащая» или «право имеет». Герой не учитывает главного: убийство противно самой природе человека. Совершив преступление, он остро ощущает невозможность оставаться с людьми и страдает от невозможности общения с матерью и сестрой. Куда же отнести их по своей теории, к какому разряду людей? По логике они относятся к «слабым людям», к «низшему разряду», а значит, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы в любую минуту. Получается, что по своей теории он должен презирать и убивать всех, кого любит. Ему невыносимы эти мысли и то, что его теория схожа с теориями Лужина и Свидригайлова. Раскольников сам становится жертвой содеянного: «Я себя убил, а не старушонку». Он постигает ошибочных своих заблуждений через тяжкие страдания и постепенно возрождается к новой жизни.

  1. Что же помешало Раскольникову жить по теории, созданной им?
  2. Раскаивается ли Раскольников в преступлении?
  3. Чувствует ли он себя в позиции «сильного»? В чём упрекает себя Раскольников?
Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи  Раскольникова с Порфирием Петровичем.

  1. Расскажите о первой встрече  Раскольникова со следователем (причины, поведение, вывод).
  2. Зачитайте авторские ремарки в разговоре Раскольникова с Порфирием Петровичем.
  3. На  второй поединок с Порфирием Петровичем Раскольников идёт, преследуя единственную цель: «….хоть на этот раз во что бы то ни стало победить раздражённую натуру свою». Расскажите о второй встрече со следователем, сделайте вывод.

  1. Третья встреча (ч.4, гл.2). Почему Раскольников требует , чтобы Порфирий Петрович  допрашивал его «по форме»?
  2. Зачитайте эпизод, где Порфирий Петрович объясняет Раскольникову, почему «преступник не убежит». Проанализируйте его.
  3. Что же помешало Раскольникову жить по его теории, почему герой «сделал явку с повинной»? Почему Порфирий Петрович говорит: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»?
Раскольников разочарован в себе, а не в своей теории. Герой презирает себя за то, что не вынес своё преступление  и сделал явку с повинной, страдает от сознания, что не может отнести себя к разряду «право имеющих», что он «вошь», как все. Холодная мысль («арифметика», «диалектика») Раскольникова столкнулась с его «натурой», способной к состраданию, чуткой к несчастью людей. Побороть в себе ощущение преступности, победить «натуру» Раскольников не смог. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берёт верх, и ему ничего не остаётся, как «сделать явку с повинной».

Проследим эту борьбу по тексту романа.
  1. Какие ощущения возникли у Раскольникова в первый день после убийства?
  2. Расскажите о встрече Раскольникова с родными (ч.3, гл.3). Что с особенной силой почувствовал и понял Раскольников при встрече с матерью и сестрой? В чём смысл авторских ремарок?
  3. Почему страдает и терзается Родион Раскольников после преступления?
 Крушение теории Раскольникова.
Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничижении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства «одной гаденькой старушонки»: «…. я  не человека убил, я принцип убил!». Принцип этот – это его совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона противится нечеловеческой, безнравственной теории.




 8. Использование различных художественных приёмов в романе. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Речевая характеристика героев

Приём антитезы.
У Достоевского человек противоречив. Его герой сочетает в себе добро, сострадание, жертвенность и зло, эгоизм.  Даны два портрета Раскольникова: до совершения преступления автор говорит о красоте, о прекрасных глазах Родиона, но преступление оставляет  трагический отпечаток не только в душе героя, но и на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы.
Символика.
В романе широко используется символика имён и цвета, чисел и снов, евангельских имён и сюжетов.
Изображение фона событий.
В романе нет никаких художественных описаний красот природы. Вместо них – описания убогих жилищ и интерьеров, трактиров, распивочных, полицейских участков, многоэтажных домов, заселённых беднотой, - в них люди задыхаются от физической и душевной духоты.
Ощущение времени.
Время в романе то беспредельно растягивается, то сжимается, то вовсе исчезает. В первой части романа оно растянуто  (три дня), после совершённого преступления ритм ускоряется, но сам Раскольников ощущение времени теряет (он заболевает, впадает в беспамятство), а события, описанные в третьей и четвёртой частях романа, длятся всего два дня.

Символика цвета в романе.
Жёлтый цвет – основной цвет романа.
  • Родион Раскольников живёт в жёлтой каморке, похожей на шкаф, с жёлтыми обоями
  • Соня Мармеладова живёт по жёлтому билету, в её комнате тоже жёлтые обои.
  • Старуха-процентщица одета в пожелтевшую кацавейку, её комната обставлена мебелью из жёлтого дерева.
  • От постоянного пьянства лицо Мармеладова стало жёлтым.
  • Дома Петербурга окрашены в жёлто-серый цвет.
  • У Порфирия Петровича в доме мебель из «жёлтого отполированного дерева».
  • Свидригайлов остановился в гостинице в комнате с жёлтым цветом обоев.
  • Перстень с жёлтым камнем у Лужина.
  • Женщина-самоубийца с жёлтым постным лицом  встречается Раскольникову на улице.
  • Жёлтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни, он усиливает атмосферу  безысходности, надрыва, истеричности. Все «жёлтые» детали  в романе являются предвестниками недобрых событий.









 Критика
Бедные люди. Критическая статья Н.А.Добролюбова.

Братья Карамазовы.Критическая статья В.В.Розанова.

"Иван Карамазов как философский тип"  Статья С. Н. Булгакова.

Преступление и наказание. Критическая статья  Д.И.Писарева.

Эта статья " Страшный суд", посвящена роману "Преступление и наказание".Пётр Вайл и Александр Генис,авторы этой статьи, помогают читателям отойти от привычных стереотипов в суждениях об этом романе.
    Ф. М. Достоевском:
"Три речи в память Достоевского". Статья,посвящена самому Фёдору Михайловичу Достоевскому. Автором этой стать является Владимир Соловьёв.

"О Достоевском". Статья И.А. Бродского.

"Проблемы творчества Достоевского (часть 1)".
"Проблемы творчества Достоевского (часть 2)".
Статьи русского философа М.М. Бахтина.
"Воспоминания современников о Ф.М. Достоевском ". Статья П. В. Анненкова. 


 Задания и упражнения по творчеству Ф.М. Достоевского

На этой странице предполагается публикация учебных заданий и упражнений, который помогут учителю организовать работу по изучению и анализу романа "Преступление и наказание"

Тесты

Онлайн-тест по творчеству Достоевского
Тест по содержанию романа "Преступление и наказание" (вариант 1)
Тест по содержанию романа "Преступление и наказание" (вариант 2)


Электронные учебные модули «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначены для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский "Преступление и наказание"».
Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» № 1 (базовое изучение)
Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» (№ 2, базовое изучение)
Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)
Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)
Контрольный тест «Литературный путь Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)




"Урок в формате А4" - виртуальная библиотека по предмету «Литература», предназначенная в помощь школьникам и учителям.
Федор Михайлович Достоевский: "Преступление и наказание" (а тж. биография писателя, фотоальбомы и пр.)
Электронные учебные модули, предназначенные для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 11 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».Образ Петербурга в романеФ.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)Анализ сцены «Сон Раскольникова о лошаденке» (гл. 5, часть 1) из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (углубленное изучение)«Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах (базовое изучение)Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение, для слабослышащих)
Видеоуроки по творчеству Ф.М. Достоевскогосм. здесьЖизнь и творчество Ф.М. Достоевского (презентация, подготовленная  Бардыкиной Е.Б., учителем МОУ СОШ  № 23 г.Рыбинска)



Web- сайт "Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание

Идентификатор конференции: 455 208 7825
Пароль: 1JYd5X







АРХИВ
 Кластер "Родион Раскольников"

Коллекция 10А класса
Коллекция 10Б класса

 лист самооценки

После создания документа не забудьте открыть доступ к материалу.

1. Настройки доступа (правый верхний угол)
2.  Расширенные. Изменить.
3. Пользователям, у которых есть ссылка. Доступ "Читатель".
4. Сохранить.
5. Готово.

Ссылку на синквейн см. внизу презентации.
Открыть Петербург. Синквейн.

Если ссылка не видна, перейти "Петербург Ф.М.Достоевского"

1 комментарий: