Л.Н.Толстой



 

2. Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа -эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий.  

 Сегодня мы должны определить смысл  заглавия произведения, жанр, замысел  писателя, авторскую позицию, историческую  основу, проблематику, сюжетные линии романа.

Запишите в первую колонку таблицы все известные вам значения слова "война", а во вторую - слова "мир".

Таблица "Смысл заглавия, жанр"

Ответьте на поставленные в таблице вопросы, аргументируя свои рассуждения.



  Google - диаграмма


 


Жанр произведения.


Черты эпопеи в романе "Война и мир".
1. Отражены крупные исторические события, охватывающие большой отрезок времени 
(1805-1821): Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение. 
2. События общественной и политической жизни (масонство,законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов). 
3. Отношения помещиков и народа (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников). 
4. Введено более 500 действующих лиц. Среди них - реальные исторические личности: Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион.
5. Показаны все слои русского общества того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, купечество, крестьянство.
6. Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра и др.) 
7. Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья  Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
8.Герои испытываются исключительно обстоятельствами. Раскрываются необыкновенные способности человека. Развиваются одновременно несколько сюжетных линий.
9.Отсутствуют границы между художественным вымыслом и документальным  описанием всемирно-исторических событий.

3.Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

Война 1805-1807 годов.
Смотр под Браунау.
  • Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней?
  • Сравните эпизоды "Вечер у А.П.Шерер" и "Смотр под Браунау". Как  меняется интонация, позиция автора?
  • Почему Толстой начинает разговор о теме народа эпизодом "Смотр под Браунау"?
  • В чём особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает невозможность русской армии продолжать войну?
  • Какая внутренняя связь существует между Кутузовым  и солдатами? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?
  • Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление?
Переправа через реку Энс.
  • Почему в развитии военной темы переправа через Энс - вторая?
  • Сравните эту сцену с "Вечером в салоне А.П.Шерер"и найдите общее и различное. Где здесь "мир Курагиных", а где простой человек, готовый жертвовать собой?
  • Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?
  • Как ведёт себя эскадрон Василия Денисова, а как штабные офицеры: Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?
Капитан Тушин.

  • Считает ли Тушин своё поведение  в бою подвигом?
  • Почему Толстой, рисуя атмосферу на батарее Тушина, подчёркивает "всеобщее оживление и радость"?
  • Почему эпизод, где Тушин создал в своём воображении "фантастический мир" и "крушил французов" , завершается испугом капитана, услышавшего начальственный голос?
  • Как финал этого эпизода связан со сценой в избе у Багратиона? Какова толстовская оценка действий капитана в бою и после него? 
  • Сопоставьте поведение Тушина и Долохова. Как проявляется авторское отношение к героизму капитана Тушина и героизму Долохова? 

 


4.Критическое изображение высшего света в романе.

  • Почему роман начинается с описания вечера в салоне А.П.Шерер?
  • Почему князь Василий появляется в салоне первым? Что можно сказать и что говорит сам автор о манере речи Василия Курагина и хозяйки салона?
  • Каковы темы разговора в салоне? С чем сравнивает Толстой салон  и хозяйку салона? 
  • Сделайте вывод об отношении автора к светскому обществу.
  • Охарактеризуйте поведение Пьера, Василия Курагина, светского общества в целом.
  • Завершите фразу: "Высшее общество - это......"
Опорные эпизоды романа:
  1. Анна Павловна Шерер.
  2. Смерть графа Безухова.
  3. Семейство Курагиных: 
  • Князь Василий Курагин, его общественное и служебное положение, жизненные цели и способы их достижения.
  • Элен, её внешняя красота и внутренняя бездуховность, низменные запросы и полная аморальность.
  • Анатоль, его времяпрепровождение, отношение к службе, к женщинам, эгоиз и беспринципность.
  • Ипполит, его  умственные данные и моральный уровень.

5. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского.

  • Дайте характеристику Андрею Болконскому.

Используя опорный конспект, расскажите о пути исканий Андрея Болконского. Приведите примеры.

Андрей Болконский
  • О чём мечтает Болконский в ночь перед Аустерлицем?
  • В чём заключается подвиг Андрея Болконского? Почему его подвиг так прозаичен?
  • Посмотрите видеозапись, ответьте на вопрос:
  • Что означало для князя Андрея небо Аустерлица, когда он лежал на Праценской горе? Каким он увидел Наполеона? Оцените духовное состояние Болконского.
  • К чему привели князя Андрея поиски "своего Тулона" в войне 1805 года? Почему он не служит больше в армии?
  • В чём смысл богучаровского спора князя Андрея с Пьером? На чьей стороне автор?
  • Почему после спора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь видит небо Аустерлица? Означает ли такой возврат обновление для князя Андрея? Оцените душевное состояние героя.
  • Какие преобразования провёл в своём имении князь Андрей?
  • Почему князь Андрей разочаровался в общественной деятельности?
  • Какова роль пейзажа в эпизоде поездки князя Андрея в Отрадное?
  • Какое значение имела в жизни князя Андрея встреча с Наташей в Отрадном?
  • Какие жизненные ценности возрождает в князе Андрее любовь к Наташе?
  • Какие черты характера разделяют князя Андрея и Наташу?
  • Какие чувства борются в душе князя Андрея перед смертью?
  • Что принимает и не принимает Толстой в своём герое?

    6. Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова 



  • Дайте характеристику Пьеру Безухову.
Используя опорный конспект, расскажите о пути исканий Пьера. Приведите примеры.

Обратите внимание 

Список встреч Пьера Безухова и Андрея Болконского

В романе "Война и мир" детально описывается 5 встреч Андрея Болконского и Пьера Безухова на разных этапах их жизни. Вот список этих 5 встреч:

1. Беседа перед отъездом Андрея на войну. (том 1 часть 1 главы V-VI)
2. Пьер в гостях у Андрея в деревне. Беседа на пароме. (том 2 часть 2 главы XI-XII)
3. Беседа накануне сватовства Андрея к Наташе. (том 2 часть 3 глава XII)
4. Встреча после возвращения Андрея из-за границы. (том 2 часть 5 глава XXI)
5. Встреча накануне Бородинского сражения. (том 3 часть 2 главы XXIV-XXV)

Основные этапы масонской деятельности Пьера Безухова
  • том 2 часть 2 глава II - знакомство Пьера с масоном Баздеевым
  • том 2 часть 2 глава III - посвящение Пьера в масоны
  • том 2 часть 3 глава VII - поездка Пьера в Европу по делам масонства
  • том 2 часть 3 глава VIII - Пьер увлечен самосовершенствованием
  • том 2 часть 3 глава X - Пьера назначают ритором в масонской ложе
  • том 2 часть 5 глава I - смерть Баздеева; Пьер прекращает саморазвитие, его мучают неразрешимые вопросы жизни
  • том 3 часть 1 глава XIX - Пьер одержим идеей расправы с Наполеоном
  • том 4 часть 3 глава XII - Пьер в плену обретает душевный покой, который искал в масонстве и других вещах
  • том 3 часть 3 главы XXXIII - XXXIV (причины попадания в плен и арест)
  • том 4 часть 1 главы IX - XIII (первые дни в плену, допросы)
  • том 4 часть 2 главы XI - XIV (жизнь в плену)
  • том 4 часть 3 главы XII - XV (освобождение из плена)
  • том 4 часть 4 глава XII (болезнь после плена)
  • том 4 часть 4 глава XV (возвращение домой в Москву)

  • Описание пребывания Пьера в плену можно найти в следующих главах романа:

    • том 3 часть 3 главы XXXIII - XXXIV (причины попадания в плен и арест)
    • том 4 часть 1 главы IX - XIII (первые дни в плену, допросы)
    • том 4 часть 2 главы XI - XIV (жизнь в плену)
    • том 4 часть 3 главы XII - XV (освобождение из плена)
    • том 4 часть 4 глава XII (болезнь после плена)
    • том 4 часть 4 глава XV (возвращение домой в Москву)

  • Как в разговорах, внешности и поведении раскрывается характер Пьера?
  • Как относится Пьер  к Наполеону в начале пути?
  • В чём причины духовного кризиса Пьера Безухова?
  • Что такое масонство и как Толстой описывает его?
    • Что привело Пьера в общество масонов? Какую деятельность ведёт в нём Пьер? Почему начинает разочаровываться?
    • Почему Бородинское сражение дано в восприятии Пьера Безухова?
    • Как раскрывается характер Пьера в Бородинском сражении? Какую роль оно сыграло в жизни героя?
    • Как  относится к Пьеру простой народ?
    • Какое значение имеет сон Пьера, увиденный им после Бородинского сражения? Почему он понимает необходимость "сопрягать свою жизнь с народной"? О чём это свидетельствует?
    • Зачем Пьер остаётся в Москве? Почему он решил, что именно он должен убить Наполеона? Почему поступки Пьера в осаждённой Москве рисуются в нелепом  и смешном виде?
    • Почему Пьер оказался в плену? Что он пережил и прочувствова во время своей казни?
    • Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым?
    • Почему Пьер говорит, что трудное время плена было для него самым счастливым?
    • Каким изображён Пьер в эпилоге

     

    7. «Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации.

    Характеристика главных героев через их семьи – один из основных приёмов Л.Н.Толстого. «Мысль семейная» - важнейшая тема в романе. Она неразрывно связана с представлением писателя о мире.




     Мир – не только любовь и согласие, но и отдельные миры – человеческие объединения (семьи, светские кружки, полк, партизанский отряд, иногда стихийно возникшая общность – как, например, пленные в одном бараке).
    И среди всех человеческих объединений для Толстого главные – это семьи. Семья для него – это основа основ. В каждой представленной в романе семье есть особые черты, которые накладывают отпечаток на всех её представителей.





    Проведите сопоставительный анализ семей Ростовых и Болконских. Сравните с вечером в салоне Анны Павловны Шерер.




    Сопоставительный анализ семей Ростовых и Болконских

    Соотнесите героев и фотографии

    Соберите пазл. Определите, кому принадлежат высказывания. Посмотрите видео.

    8. Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

    Наташа – подросток (т.1, ч.1, гл.8)
    «Ночь в Отрадном» (т.2, ч.3, гл.2)
    «Первый бал Наташи Ростовой» (т.2, ч.3, гл. 15-16)
    «Пляска Наташи» (т.2, ч.4, гл.7)
    Наташа в дни событий войны 1812 года.  Эпизод с ранеными (т.3, ч.3, гл.14-16)
    Наташа у постели раненого князя Андрея (т.3, ч.3, гл. 32)
    Какой мы видим Наташу в эпилоге романа? (ч.1, гл.10) 
    • Как первое появление Наташи на именинах раскрывает её характер?
    • Как Наташа проявляет себя в отношениях с окружающими?
    • Каковы отличительные черты характера Наташи?
    • Какой вы видите Наташу в майскую ночь в Отрадном? Сравните поведение Наташи и Сони. В чём смысл сопоставления романтичной Наташи и прозаичной Сони?
    • Что нового о Наташе мы узнаём после охоты? Проанализируйте эпизод "Пляска Наташи у дядюшки". Покажите проявление в героине русского национального характера.



    В чём секрет Наташи на первом балу?

    Что привлекло в Наташе князя Андрея?

    В чём заключается прелесть страниц, посвящённых началу любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского?

    • Как раскрывается Наташа в любви? Прокомментируйте слова Л.Толстого: "Сущность её жизни- любовь".
    • Прочитайте эпизод встречи Наташи с Н.А.Болконским и княжной Марьей. Почему Наташа чувствует себя оскорблённой приёмом княжны и старого князя? 
    • Случайно ли сразу за этим эпизодом у Толстого следует сцена посещения Ростовыми оперы, где Наташа встретится с Анатолем Курагиным?
    • Почему отношения между героями завязываются именно в театре?
    • Как меняется отношение героини к окружающему, себе,спектаклю по мере сближения с семьёй Курагиных?
    • Был ли неизбежен разрыв Наташи с князем Андреем? Кого вы склонны обвинить в этом?
    • А может быть, не обвинить, а попытаться оправдать героев, объяснив причины их поступков?
    • Как изменилась Наташа после разрыва с князем Андреем?
    • Как удалось Наташе преодолеть духовный кризис?
    • Какие черты характера проявляются в Наташе в эпизоде с подводами?
    • Как произошла встреча Наташи и князя Андрея? Почему это должно было произойти?
    • Какие чувства руководят Наташей при уходе за раненым князем Андреем?

    • Каково отношение Л.Н.Толстого к княжне Марье?
    • В каких поступках Марьи Болконской проявляется великодушие и искренность? В каких - её незнание жизни?
    • В каких эпизодах природная интуиция помогает принять княжне Марье верное решение?
    • Почему Л.Н.Толстой неоднократно говорит о глазах княжны Марьи?
    • Каковы основные жизненные принципы княжны Марьи?
    • В какие минуты некрасивая Марья становится прекрасной?
    • Что более всего привлекал Николая Ростова в княжне Марье?
    • К  чему стремилась княжна Марья на протяжении всего романа? Нашла ли она своё счастье? 
    Составьте сравнительную характеристику Наташи Ростовой и Марьи Болконской

    Наташа Ростова и Марья Болконская

    9.«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

    Отечественная война 1812 года (презентация)

    Художественно-философское осмысление сущности войны в романе.

     На войну 1812 года при жизни Л.Н.Толстого существовали разные точки зрения. Л.Н.Толстой в своем романе излагает свое понимание истории и роли народа как творца и движущейся силы истории.
          (Анализ главы I первой части и главы I третьей части тома III.)
    Тома III и IV, написанные Толстым позднее (1867-69 гг.), отразили изме­нения, которые произошли в мировоззрении и творчестве писателя к этому времени. Сделав еще шаг по пути сближения с народной, мужицкой правдой, по пути перехода на позиции патриархального крестьянства, Толстой воплотил  свое представление о народе через сцены народной жизни, через образ Платона Каратаева. Новые взгляды Толстого отразились во взглядах отдельных геро­ев.
    Рассмотрим философию истории, по Толстому (взгляды на происхожде­ние, сущность и смену исторических событий) - ч.Iгл.1; ч. III, гл.1.
    1.       Что есть война, по мнению Толстого?
    Уже начиная с «Севастопольских рассказов», Л.Н.Толстой выступает как писатель-гуманист: он обличает антигуманную сущность войны. «Началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, мен, грабежей, пожаров и убийств, которого в целые века соберёт летопись всех судеб мира и на которые, в этот пepиод времени, люди, совершившие их, не смотрели как на преступление».
     Итак,   «12 июня силы Западной Европы перешли границы России…»
       2. Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?
    Писатель убежден, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдель­ного исторического лица может быть парализована желаниями или нежела­ниями массы людей.
    Чтобы совершилось историческое событие, должны совпасть «мил­лиарды причин», т.е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народ­ную массу, как совпадает движение роя пчел, когда из движения отдельных величин рождается общее движение. Значит, историю делают не отдельные личности, а народ. «Для изучения законов истории мы должны изменить со­вершенно предмет наблюдения, ... - которые руководят массами» (т.III, ч.I, гл.1) - Толстой утверждает, что исторические события происходят при совпа­дении интересов народных масс.
    3.       Что необходимо, чтобы свершилось историческое событие?
    Чтобы свершилось историческое событие, должны ее пасть «миллиарды причин», то есть интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчёл, когда из движения отдельных величин рождается общее движение.
              4. А почему совпадают малые величины отдельных человеческих жела­ний?
    Толстой оказался не в силах ответить на этот вопрос: «Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякой жиз­ненное, органическое, стихийное событие», «человек неизбежно исполняет предписанные ему законы».
    5.Какую роль играет личность в истории?
      Правильно считая, что личность, и даже историческая, т.е. такая, кото­рая стоит высоко «на общественной лестнице», не играет ведущей роли в ис­тории, что она связана с интересами всех, кто стоит ниже ее и рядом с ней, Толстой неправильно утверждает, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории: «царь есть раб истории». По Толстому, стихийность движений массы не под­дается руководству, и поэтому исторической личности остается лишь подчи­няться предписанному свыше направлению событий. Так Толстой приходит к мысли о покорности перед судьбой и сводит задачу исторической личности к следованию за событиями.
    Такова философия истории, по Толстому.
    Но, отражая исторические события,  Толстому не всегда удается следовать своим выводам, так как правда истории говорит несколько иное. 
           Война для Л.Н.Толстого – это событие, совершаемое народом, а не личностями, полководцами.  И побеждает тот полководец, тот народ, чьи цели едины и объединены высоким идеалом служения Отечеству.
           Не может победить французская армия, так как она подчиняется обожанию гения Бонапарта. Поэтому роман открывается в третьем томе описанием бессмысленной гибели на переправе через Неман: глава II, часть I, стр.15. 
           Но война в пределах отечества изображается иначе – как величайшая трагедия для всего русского народа.
    Заполните таблицу, сравнив Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения.


















    Подумайте, какие критерии сопоставления/ противопоставления трёх военных эпизодов романа вы можете предложить. Впишите их в первую графу.

    Таблица "Военные страницы романа "Война и мир"

    Сделайте вывод: в чём отличие кампании 1812 года от 1805-1807 годов.



    • Проследите по тексту «Войны и мира» описания поведения человека на войне в Шенграбенском сражении, Аустерлицкой битве, на Бородинском поле. Чем разнится поведение русских солдат и офицеров в этих трёх битвах?
    • Как вы поняли мысль Толстого о «скрытой теплоте патриотизма», которая разгоралась в душе каждого воина?
    • Почему именно её автор считает главным для победы, а не количество воинов и оружия?
    • Почему именно в описаниях Бородинской битвы Толстой стремится раскрыть подлинную красоту русского человека?
    • Какова, по Толстому, роль народа в великих решающих исторических событиях? Какой смысл вкладывает писатель в понятие «народная война»?




    Мысль народная

    Анализ сцен:
    • Псовая охота
    • Святочные развлечения
    • В гостях у дядюшки

    10.Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории


    "И нет  величия там, где нет простоты, добра и правды" (Л.Н.Толстой)


    • В чём своеобразие портретных характеристик героев?  
    • Какова литературная традиция изображения Наполеона у Пушкина и Лермонтова? 
    •  Почему писатель осуждает Наполеона? 
    • Какие нравственные качества у него, по мнению Толстого, отсутствуют?
      
    Характеристика Наполеона
    • Что говорят о Наполеоне в салоне А.П.Шерер? Почему большинство гостей его ненавидят и боятся?
    • Расскажите об эволюции отношения князя Андрея к Наполеону.
    • Почему Наполеона стал презирать Николай Ростов?
    • Расскажите о помыслах, чувствах и желаниях Наполеона перед Бородинской битвой и после неё.  Оцените фразу Наполеона: «Шахматы расставлены, игра начнётся завтра».
    • Почему, говоря о деяниях Наполеона-полководца, Толстой даёт следующее определение: «Он во всё это время своей деятельности был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит»?
    • При каких обстоятельствах мы впервые видим Наполеона? Как эпизод в спальне императора раскрывает идейный смысл образа и способствует пониманию авторской оценки героя?
    • Как характеризует Наполеона сценка «Портрет сына»?
    • Почему Толстой отказывает Наполеону в величии? Почему в оценке исторической личности у Толстого преобладает нравственный критерий?
    • Можно ли к оценке Наполеона применить фразу А.Пушкина: «гений и злодейство – две вещи несовместимые»?
    Обратить внимание на следующие эпизоды:
    • Разговоры о Наполеоне в салоне А.П.Шерер
    • Аустерлицкое сражение
    • Тильзитский мир
    • Переправа через Неман
    • Бородинское сражение
    • На Поклонной горе
     Характеристика Кутузова
    • Каково отношение к  Кутузову в петербургских салонах? Почему князь Андрей называет его «родным человеком» для армии?
    • Почему Л.Толстой показывает слёзы на глазах Кутузова, его сон во время военного совета перед Аустерлицем, поедание курицы во время Бородино? Почему важны эти детали?
    • Почему совет в Филях показан глазами крестьянской девочки Малаши?
    • Как изображён Кутузов перед сражениями? О чём он заботится? Как вы поняли фразу о руководстве Кутузова: «Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему»?
    • Почему Кутузов более доверяет «терпению и времени», а не мощи оружия?
    • Согласны ли вы, что величие Кутузова Толстой объясняет тем, что он действовал в полном единстве со всем русским народом? Почему Кутузов «был убеждён, что ему было предназначено спасение России»?
    • Расскажите об отношении Кутузова к солдатам, в том числе и к побеждённым французским.
    • Согласны ли вы с мнением, что в Кутузове ярко проявились национально-патриотические чувства, присущие русским людям? Сумел ли Толстой возвысить Кутузова до национального героя?
    Обратить внимание на следующие эпизоды:
    • Смотр под Браунау
    • Военный совет перед Аустерлицем
    • Кутузов во время Аустерлицкого сражения
    • Бородино
    • Совет в Филях

    Распределите  черты, присущие Кутузову и Наполеону, заполните таблицу в тетради

    Кутузов и Наполеон в романе "Война и мир"

    Составьте кластеры "Кутузов" и "Наполеон"

    11.Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. 

    • Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских: как создавались эти отряды, их деятельность?
    • Почему не распадались отряды с таким разнородным составом?
    • Почему партизанская война названа Толстым "дубиной народной войны"?
    • Для чего автору нужен эпизод с Венсаном Боссом?
    • Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете Ростовом?

    12.Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

    ...Для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда. (Л. Н. Толстой)
    «Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосоз­нания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». «Каратаев!» — вспомнилось Пьеру. (Л. Н. Толстой)

    Истинное величие наций слагается из тех же качеств, которые со­ставляют подлинное величие отдельных людей. (Ч. Самнер)

    Ни призвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не де­лают человека принадлежностью к той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. (В. И. Даль)

    ...Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. (Л. Н. Толстой)

     Анализ образа Платона Каратаева.
    • Портретная характеристика (том 4, ч.1, гл. 13)
    • Речь героя (гл. 12, положи бог камушком, подними калачиком; час терпеть, а век жить; жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки и др.)
    • Биография (гл.12)
    • Занятия и образ жизни в плену (гл.13)
    •  Как Платон Каратаев относится к врагам?
    • Много ли ему нужно от жизни?
    •  Смирение и пассивность: это плохо или хорошо?
    •  Как Платон Каратаев повлиял на мировоззрение Пьера? (ч.2, гл.12)
     Партизанское движение, его роль в войне.
    • Как автор характеризует партизанское движение? (ч.3,гл.2,3)
    •  Какие люди входили в состав партизанских отрядов?Кто первым понял значение партизанской войны?
    • Какие подвиги совершает отряд Д. Давыдова
    • Кто был «одним из самых нужных людей в отряде»?
    • Как появился Тихон Щербатый в отряде?
    • Чем он прославился?
    • Почему считался незаменимым?
    • Опишите внешность (о Тихоне – ч.3, гл.5,6)
    • Нравится ли вам этот герой?
    • Какая из жизненных позиций вам больше симпатизирует: Платона или Тихона?
    Для Толстого народ -  главная решающая сила в истории. основной критерий оценки исторической личности – это её близость к народу, понимание его характера, нужд и проблем. Важнейшие качества народа – миролюбие, гуманность, отходчивость, стихийность, мужество, ярость в бою, сила гнева и др.

    Одним из главных героев романа “Война и мир” является народ. Представителями этого народа является Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Можно сказать, что это два человека антипода. В Платоне Каратаеве Толстой подчеркивает не солдатское, а чисто крестьянское начало. Его основными чертами является доброта и трудолюбие, душевное здоровье, непосредственность, отзывчивость – то есть все те качества, которыми так восхищался в русском мужике Толстой. Платон Каратаев является олицетворением всего “русского, доброго и круглого”. Движение у него успокоительное и аккуратное Он все умеет делать. Живет ни о чем не задумываясь, как птица. Каждые вечер произносит: “Положи, Господи, камушком, подними калачиком”. А утром, проснувшись, приговаривает: “Лег – свернулся, встал – встряхнулся”. Он всему радуется, во всем умеет находить светлые стороны. Платон Каратаев учит Пьера незлобивости, всепрощению, терпеливости и самоотречению. Совсем другой – Тихон Щербатый. В отряде Денисова он выделяется  своей отвагой, ловкостью, бесстрашием. Уходя ночью на добычу, он каждый раз приносит с собой французское платье и оружие. Он владеет топором как “волк владеет зубами”. В нем есть что-то от русских былинных богатырей, - Тихон может вытащить за хвост лошадь из болота, выворотить плечом из грязи повозку, пройти за день пятьдесят верст. Перечислив все его положительные качества, Толстой настойчиво повторяет: “Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии”. И все же командир отряда Денисов не называет Тихона Щербатова иначе как бестия или “шельма”. При этом он высоко ценит храбрость и ловкость Тихона, дает ему ответственные поручения. Но если в Платоне Каратаеве Толстой все время подчеркивает его доброту, смирение, чувство достоинства, то в Тихоне Щербатом наряду с его положительными чертами четко проступают и отрицательные. Ему ничего не стоит, глядя в глаза командиру, солгать, но ложь его так изворотлива, что уличить его в ней трудно. Тихон силен, расторопен, сметлив и бесстрашен. Но Толстой не дает нам пройти мимо того факта, что человека Тихон убил, словно волк отцу задрал.
    После того, как Тихон был ранен, он редко приводил пленных. Но брал их часто. Он рассуждал так: “Кто же им не велел меня двадцать раз поймать”. Или по поводу отправки пленных в тыл он говорил: ”Ты пошлешь их сто человек, придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их не брать?”.  
    Платон  Каратаев был давнишним солдатом, но никогда не любил военную службу. Попав в плен, он сразу отбросил от себя все солдатское и снова стал крестьянином. Но вместе с тем Платону Каратаеву. “Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием всего русского, доброго и круглого”.
    А Тихон Щербатый наоборот лишен человеческой привлекательности, да и окружающие, отдавая должное его подвигам, не принимают Тихона в всерьез, как человека.


    Эпилог. 




    13. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

    14.Творческая работа.

    15. Итоговый тест.

    16. Рефлексия, самооценка.

     Немного истории...

    Бородинское сражение

    Бородинское сражение - Википедия


    Аустерлицкое сражение

    Шенграбенское сражение

    О Наполеоне



     Критика о творчестве автора:

    Л.Н. Толстой и роман "Война и мир" в оценке русских критиков
    Толстой в оценке русской критики
    Критика И. Ильина
    Исторические и эстетические вопросы в романе графа Толстого "Война и мир" - Анненков П.В.
    Мозаика эпопеи (по роману "Война и мир") - Вайль П.
    Старое барство (по роману "Война и мир") - Писарев Д.И.


    Айхенвальд Юлий Исаевич Лев Толстой
    Анненков П.В.Граф Л.Н.Толстой


     АРХИВ.

    Совместная презентация 10А класса
    Совместная презентация 10Б класса

    Синквейн, кластер 10 "А" класса
    Синквейн, кластер 10 "Б" класса

     "Военные страницы романа "Война и мир"  

    "Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марьи Болконской"

    Л.Толстой "Война и мир". Совместная презентация 10А класса
    Л.Толстой "Война и мир". Совместная презентация 10Б класса







    Синквейн "Женские образы в романе" 10А класс

         Синквейн "Женские образы в романе" 10Б класс

         Синквейн "Женские образы в романе" 10В класс





    4. Изучите материал  урока 44 "Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа" на сайте Российской электронной школы и урока 9 в данном блоге "Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса"  (презентация, осмысление сущности войны, видео, таблицы, перечитайте сцены из романа, ответьте на поставленные вопросы)

    СКАЧАЙТЕ и заполните  таблицу "Военные страницы романа", отправьте до 08.04.2020 15.00 на почту Yasnikova58@gmail.com


    5. Изучите материал урока 45 "Кутузов и Наполеон. Сравнительная характеристика персонажей" на сайте Российской электронной школы  (РЭШ)  и урока 10 в данном блоге Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории

    А) Скачайте форму "Домашнее задание", заполните и отправьте на почту Yasnikova58@gmail.com до 13.04.2020   15.00

    На сайте РЭШ  после изучения основной темы выполните тренировочные задания, ответы на задания 2, 3, 4, 8 запишите в форму "Домашнее задание"


    Для прохождения проверочных заданий Вам необходимо
    зарегистрироваться и  под своим логином и паролем
    Российская электронная школа


    Выполните работу "Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

    Ответьте на вопрос (развёрнутый ответ): "Какова, по мнению Л.Н.Толстого, роль личности в истории?"


    Б)   Скачайте форму "Двухчастный дневник", заполните и отправьте на почту Yasnikova58@gmail.com до 13.04.2020   15.00

    В левой части дневника запишите те цитаты из текста в соответствии с темой (по одной на каждую), которые произвели на Вас наибольшее впечатление, озадачили, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых "споткнулись". Справа дайте комментарий: что заставило записать именно эту цитату. Дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос.


    6. Выполнитe тренировочное задание к уроку №47 на РЭШ, скриншот отправьте на электронную почту Yasnikova58@gmail.com  до 15.04.2020   15.00


    Для прохождения проверочных заданий Вам необходимо
    зарегистрироваться и  под своим логином и паролем
    Российская электронная школа

    Образец скриншота прикреплён к домашнему заданию на.15.04.2020


    7. До 20.04.2020 15.00 напишите сочинение на одну из предложенных тем (темы, структура сочинения прикреплены в АСУ на 20.04.2020). Сочинение сфотографируйте и отправьте на почту Yasnikova58@gmail.com



    8. В завершении работы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" Вам предстоит выполнить творческую работу (групповая) и тест (индивидуальная работа).

    Посмотрите задания на WEB-сайте, выберите для себя роль, в таблице продвижения запишите свои фамилию и имя в соответствующую группу.


    WEB-сайт По следам героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир"


    Работу можете выполнять как сообща, так и индивидуально. Но просмотреть работу группы надо всем, в случае необходимости что-либо исправить, т.к. оценка будет выставлена всей группе.

    Таблица продвижения учащихся 10А, 10Б и 10В классов.



    Работу выполнить до 22.04.2020   15.00

    Обратите внимание на самооценку (последняя графа в "Таблице продвижения"). Её заполнить до  19.00    22.04.2020

    9. Фото конспекта статьи "Значение романа-эпопеи Толстого...." (файл прикреплён в АСУ 27.04.2020) и хронологический план биографии Ф.М.Достоевского отправить мне на почту до 27.04.2020 15.00

    Домашнее задание. 

    Задание 3 выполнить до  25.03.22    21.00

    3. Изучите материал о Наташе Ростовой и княжне Марье 

    Выполните следующие задания:

     А) Выполните тест  "Наташа Ростова"

    Б) Кроссворд по роману Л.Н.Толстого (кодовую фразу отправьте на почту Yasnikova58@gmail.com)




    Инструкция по составлению синквейна

    Не забудьте подписать автора каждого слайда.







    Задания 1 и 2 выполнить до 17.03.22   17.00

    1. Заполните gooole-форму "Мысль семейная" и её развитие в романе"


    Создание google таблицы


    Создание google-рисункавидео

    После создания документа не забудьте открыть доступ к материалу.
    1. Настройки доступа (правый верхний угол)
    2.  Расширенные. Изменить.
    3. Пользователям, у которых есть ссылка. Доступ "Читатель".
    4. Сохранить.
    5. Готово.


    Изучите материал по образу Пьера Безухова.  Заполните   google - форму "Пьер Безухов"ответив на поставленные вопросы.
    Раздел 6 данного блога   ЭТАПЫ ДУХОВНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА

    Пьер Безухов (см. все материалы о Пьере Безухове)


    Характеристика Пьера Безухова


    1. Жизнь, творчество  Л.Н.Толстог

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий